Язычество и христианство в эпоху Игоря

0035-7417103  В пределах Древнерусского государства обитали племена и народы, пребывавшие на различных ступенях развития. Их языческие верования были очень разнообразны.

  Некоторые восточнославянские племена поклонялись проявлениям природы — камням, рекам, деревьям. Константин Багрянородный рассказывает, что русы, следуя в Византию по Днепру, останавливались на острове Хортица и совершали «жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, втыкают они стрелы кругом, а другие кладут также кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай«.

  Многочисленные боги. Подданные князя Игоря поклонялись многочисленным богам, олицетворявшим силы природы, социальные явления, благоденствие, продолжение рода и прочее. В летописях упоминаются Перун, Велес, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Мокошь и другие. Местами языческого культа на Руси были капища, где происходили моления. Святилища устраивались на возвышенных местах или насыпях. В их центре находились каменные или деревянные изображения богов и горел священный огонь. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц. Бог грома и молнии Перун был покровителем воинов. Имя его вошло в текст договора Руси с Византией 944 года. Летописец свидетельствовал, что, получив хартию мира от императора в Киеве, Игорь в присутствии греческих послов на священном холме, где стоял Перун, торжественно обязался хранить дружбу с империей. Воины его давали клятву, положив к подножию идола оружие, щиты и золото. Христиане присягали в соборной церкви Святого Ильи.

0036-2785876  Велее именовался «скотьим богом», у него просили богатства и благоденствия. Силы небесные олицетворяли Сварог — отец Вселенной, Даждьбог — повелитель солнца, Стрибог — властитель ветра. Культ Мокоши был распространен среди финно-угорских племен. Она была богиней плодородия и земледелия.

  Появление христиан в Киеве. Во времена князя Олега, а, возможно, и ранее на Руси появились первые христиане — пришельцы из Скандинавии, Византии и из Западной Европы. Можно предполагать, что их было крайне мало. В договоре Олега с Византией 912 года перечислены одни язычники, которые клялись на верность Ромейской державе своим оружием, а не христианскими святынями. Однако в соглашении 944 года о мире с Константинополем фигурируют уже и язычники, и христиане. О появлении последних в числе русов говорят и арабские источники этого периода. Участие христиан при заключении договора 944 года и наличие в Киеве церкви Святого Ильи указывают на заметную роль христиан в жизни Киева, что стало последствием развития политических и торговых русско-византийских связей после договоров Олега. Однако, как утверждает специалист по русской истории И.Я. Фроянов, наличие в столице Руси христианской общины вовсе не означало, будто христиане представляли собой господствующую партию, которая вместе с князем Игорем стояла у власти в Киеве.

Прокрутить вверх