Магдебургские анналы

1 Заимствование сделано не непосредственно, а через «Саксонского анналиста» или «Нинбургские анналы» аббата Арнольда, которыми пользовались как «Саксонский анналист», так и «Магдебургские анналы».

2 Дата ошибочна: Магдебургское архиепископство было открыто в 968 г.; ср. также ошибочную датировку у Титмара. Отметим, что в «Саксонском анналисте», который (или его источник) использован автором «Анналов» (см. предыдущее примеч.), дата верна.

3 Германский император Оттон I.

4 Обе датировки ошибочны как применительно к 968, так и к 969 г.; в последнем случае должно было бы быть: на 33-м году королевства и на 8-м году императорства.

5 Форма этнонима «русь» (Rugi) показывает, что и здесь сведения анналиста восходят в конечном счете к «Продолжению Регинона» (см. примеч. 2).

6 На нем в присутствии папы Иоанна XIII было принято принципиальное решение об организации миссийного архиепископства в Магдебурге для славянских народов. Анналисту были доступны деяния собора.

7 На Равеннском синоде среди прочего очерчивался круг миссионерских задач будущей Магдебургской архиепископии, поэтому присутствие на нем Адальберта (который тогда еще не был кандидатом в архиепископы: см. № 11, примеч. 3, 5) показательно: он участвовал в обсуждении и подписался под решениями собора в качестве «епископа Руси», т.е. либо был призван как эксперт в славянских делах, либо его продолжающая de iure существовать Русская миссийная епископия мыслилась частью новоучреждаемой миссийной митрополии (Назаренко 2001а. С. 311-338). Легко видеть, что перечисление имен архиереев сделано не по дате епископской хиротонии и не по дате учреждения кафедры; возникает впечатление, что далеко не последнее место, которое подпись Адальберта занимает среди прочих, выдает его роль в происходившем.

8 См. № 11, примеч. 5.

9 Анналист повторно сообщает о поставлении Адальберта на архиепископство — на этот раз буквально заимствуя текст из «Деяний магдебургских архиепископов» (1140-е гг.) (Gesta Magd. 9. P. 381; в Хрестоматию не вошли) — памятника, авторство которого также приписывают аббату Арнольду. О трирском происхождении Адальберта см. № 7, примеч. 24.

10 В 968 г.: см. ставленую грамоту, выданную императором Оттоном I.

11 Грамота папы Иоанна XIII на этот счет от октября 968 г. сохранилась (UB Magdeb. 1. № 88; Papsturk. № 190). В ней папа сравнивает поставление Адальберта с поставлением в середине VIII в. первого майнцского архиепископа св. Бонифация, который до этого был миссийным епископом Гессена и Тюрингии, вошедших затем в его архиепи-скопию. Эта аналогия дает еще один повод думать, что в глазах организаторов Магдебургского миссийного архиепископства для славян Русь, прежняя епархия Адальберта, должна была стать частью новой митрополии (см. примеч. 7).

12 Миссийный архиепископ Бруно (в монашестве — Бонифаций) Кверфуртский.

13 Т.е. кафедрального капитула магдебургского собора.

14 В римском монастыре свв. Алексия и Бонифация.

15 Германского императора Генриха II; однако в 1004 г., когда Бруно принял рукоположение, Генрих императором еще не был. Все дальнейшее — почти дословное воспроизведение отрывков из рассказа Титмара, воспринятого через посредство «Саксонского анналиста».

16 Сильвестра II.

17 Говоря о месте гибели Бруно, магдебургский анналист контаминирует тексты Титмара («на пограничье названной страны и Руси») и «Кведлинбургских анналов» или, скорее, «Саксонского анналиста» («на пограничье Руси и Литвы»).

18 Ни у Титмара, ни в «Кведлинбургских анналах», ни у «Саксонского анналиста» нет подробностей казни Бруно (предварительное отрубание рук и ног). Неверную дату мученичества Бруно, приводимую Титмаром и, вслед за ним, «Саксонским анналистом» (16-е калениды марта = 14 февраля) магдебургский автор справедливо исправляет по «Кведлинбургским анналам» (7-е иды марта = 9 марта).

19 Единственное отличие — к этнониму Saxones добавлен эпитет strenui: «с помощью храбрых саксов».

20 Германский король Конрад III, герцоги баварский Вельф VI и швабский — Фридрих II, брат короля. Речь идет о Втором крестовом походе.

21 Мануил I Комнин, который совсем недавно, в 1146 г., заключил союз с Конрадом III, женившись на свояченице (родной сестре жены) последнего Берте Зульцбахской.

22 Известный богослов и проповедник, основатель ордена цистерцианцев.

23 См. № 46, примеч. 109.

24 По благословению римского папы Евгения III, который приравнял поход против европейских язычников к крестовому походу.

25 Т.е. также представляя себя крестоносным войском.

26 Майсенский маркграф Конрад из рода Веттинов.

27 Бранденбургский маркграф Альбрехт Медведь; Адальберт, Альберт, Альбрехт — формы одного и того же имени.

28 Саксонский пфальцграф Фридрих II Зоммершенбургский (по замку Зоммершенбург к западу от Магдебурга).

29 Рейнский пфальцграф Херманн.

30 Генрих Лев.

31 Конрад Церингенский, который еще при императоре Лотаре III получил титул «правителя Бургундии».

32 Очевидно, будущий архиепископ гамбургский.

33 Свен III.

34 Великопольский князь Мешко III.

35 Краковский и мазовецкий князь Болеслав IV.

36 Поход какой-то русской рати против пруссов в 1147 г. имел непосредственную предысторию двумя годами ранее, когда войска киевского князя Всеволода Ольговича помогли польскому князю Владиславу II уладиться со своими младшими братьями, сыновьями Болеслава III от другой жены — Болеславом IV, Мешком III и Генрихом. Тогда к Руси отошла Визна — город на прусском пограничье, при впадении Бебжи в Нарев, изъятый из мазовецких владений Болеслава IV (Пашуто 1968. С. 154). Визна была единственной преградой, которая отделяла древнерусскую Берестейскую волость с ее северным форпостом Дорогичином от собственно прусских земель. Коль скоро за военную помощь потребовали именно Визну, то ясно, что в Киеве придавали большое значение полному овладению Ятвягией и выходу к прусским рубежам. Со смертью Всеволода Ольговича в 1146 г. в Киеве вокняжился традиционный союзник и родственник младших Болеславичей Изяслав Мстиславич; тогда же, в 1146 г., был изгнан из Польши и Владислав II. Это помогает понять, кто из русских князей был участником похода. Предполагалось, что то было некое волынско-смоленское войско (Пашуто 1968. С. 155), но, принимая во внимание, что смоленский князь Ростислав Мстиславич, как и егостарший брат Изяслав, в 1147 г. был слишком занят ситуацией вокруг Киева, логично было бы не преувеличивать масштабов прусской кампании. Визна должна была оказаться под управлением либо волынского князя Вячеслава Владимировича, либо туровского князя Ярослава Изяславича — дяди и сына Изяслава Мстиславича соответственно. Видимо, волынские или туровские войска и участвовали в крестовом походе против пруссов в 1147 г., хотя не исключено также и присутствие отрядов из Городенского княжества (в верховьях Немана).

  Надо отметить разницу в отношении к Руси и ее церкви со стороны магдебургско-го анналиста (за плечами Магдебургской церкви к тому времени были уже два столетия практической миссионерской работы среди славян) и ригористов-идеологов Второго крестового похода, вроде Бернарда Клервоского и папы Евгения III, который на волне крестоносных настроений и пользуясь церковным конфликтом между Киевом и Константинополем в 1147-1154 гг. намеревались даже вмешаться в церковную ситуацию на Руси с целью ее «исправления» (см., кроме № 38, известие баварского цистерцианского проповедника Герхоха Райхерсбергского о несостоявшемся папском посольстве на Русь в это время: Gerh. Comm. P. 495 [в Хрестоматию не вошло]; Назаренко 20096. С. 81-82).

37 Рассказ анналиста снова возвращается к походу против прибалтийских славян: вероятнее всего, имеется в виду лютический город Мальхов на озере Плёнер-Зе, где действительно фиксируется известное языческое святилище; путаница латинских n и u (v) особенно в иноязычных именах собственных — обычное явление.

38 Военные действия кастильского короля Альфонса VII против испанских арабов папа также объявил крестовым походом.

Прокрутить вверх