Брачный обряд

pred02_028-2723141

Свадебная песня

Не было ветру, вдруг навенуло, Не было гостей — вдруг наехало: Полон двор, полна горница; Наступили на новые сени – Обломили сени новые, Раздавили чару золоту,

Упустили соловья из саду.

Восплакалась свет Марьюшка: «Свет-то мои сени новые! Свет-то моя чара золота! Свет-то мой соловей из саду! Кто ж меня рано будить станет?

Рано будить, поздно утешать?»

«Да я у тебя соловей на руке, Я у тебя, Иван Васильевич! Я тебя стану рано будить,

Я тебя стану поздно утешать!»

  Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием, предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к повелителям земных и небесных стихий: «Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:

  - Куда полетела, огненная стрела?

  - В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье.

  - О ты, огненная стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю. Есть на святой Руси красна девица Василиса. Полетай ей в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день — при солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на избылых днях, отныне и довеку!«

  Врачующиеся назывались сужеными, ибо союз (от слова «узы» — они были скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные кольца) их зависел от божьего суда. Но божий суд — это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в брачном обряде.

  Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их сердцах. Затем их обливали водою из жертвенного родника: подобно тому как Отец-небо изливает на Мать Сыру Землю свои животворные струи. Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке «Царевна-лягушка» царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь. Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу. Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь. На них вешали собольи и куньи меха — как символ богатства. И стрелой же снимали поутру покров с молодой, дабы удостовериться, что до свадьбы она хранила целомудрие.

  Свадьбы обычно начинались с 1 сентября, а чаще справлялись с 1 октября. В христианские времена закончить их старались до 15/28 ноября, до начала Рождественского поста. После Святок снова начинались свадебные недели, но они прекращались на Масленицу, Великий пост и Пасхальную неделю. Впрочем, Красная горка считалась исключением — ведь впереди май, когда жениться — всю жизнь маяться, а потом страда — не до свадеб…

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»

             

Прокрутить вверх