Клятвы древних

Клятва темным огнем

  Слово считалось в старину мощным оружием. Оно могло причинить боль и исцелить ее, а то и убить человека — на этом, например, зиждилась вера в силу заговоров. На могущество слова опиралась и клятва наших предков — рота, божба, как это называлось в древние времена. Языческая присяга состояла в торжественном призывании на свою голову различных казней (кары и мести богов), если произносимый человеком обет будет нарушен, если его показание ложно. Например, договор русских с греками был скреплен такими словами: "Да не имут (нарушители мира) помощи от бога, ни от Перуна, да не ущитятся щитами своими, и да посечены будут мечами своими, от стрел и от иного оружия своего, да будут рабами в век будущий". В договоре Святослава это выражено так: "Да имеем клятву от бога... и да будем золоты яко золото (возможно, имеется в виду болезнь желтеница или Желтея, одна из сестер Лихорадок), и своим оружием иссечены будем". В речи народной долгое время жили божбы и клятвы, также призывающие беды на голову лжеца: "Лопни мои глаза (т.е. чтоб мне ослепнуть), коли скажу неправду!", "Чтоб мне провалиться сквозь землю, если вру!", "Не сойти с этого места!", "Убей меня бог!", "Разрази меня гром!" и т.п.

  Существовали и магические действия, подтверждавшие чистоту намерений договаривавшихся сторон. По свидетельству Геродота, скифы (предки славян) наливали в большую глиняную чашу вино, смешивали его с собственной кровью, нарочно порезавшись для этого, затем погружали в чашу меч и стрелы, и такой "напиток" выпивали после произнесения клятвы.

  Уважение славян к родной земле общеизвестно. Отправляясь в дальний путь, в ладанки увязывали щепотку родимой земли. Быть похороненным на родине считалось величайшим благом. Неудивительно, что клятвы землей были очень распространены. Например, при утверждении мирных договоров подавали пучок сорванной травы или клок обрезанных волос; трава, как волосы Матери-Земли, и волосы, как воплощение земной травы, считались символами самой богини и удостоверяли, что мир будет соблюден свято и границы чужих владений останутся неприкосновенными.

  В позднейшие времена на Руси вместо формальных договоров при спорных делах о межах и землях употреблялся обряд хождения по земле с глыбою земли. Один из спорщиков клал себе на голову кусок земли, вырезанный вместе с травой на спорном поле, и шел с ним в том направлении, где должна была, по его мнению, проходить законная граница. При этом приговаривалось: "Пусть земля покроет меня навеки, если я лгу!" Считалось, что под покровом Матери-Земли человек не посмеет покривить душой, и показание его принималось за истину. Глыба дерна была также символом всей поземельной собственности человека при торге землею, и, передавая ее покупщику, продавец как бы обозначал момент перехода собственности. Отсюда ведет свое происхождение загадочное выражение "продать в одерен" — то есть в полную собственность. Подобные обряды существовали и у других славянских народов, не только у русских.

  С принятием христианства все чаще вместо земли клялись иконой Богородицы — ведь все верования народные в Великую Богиню воплотились в молитвах Пречистой Деве. В землемерных официальных документах обряд этот назывался так: "Отводить землю по Пречистой".

  Наши предки, вынужденные беспрестанно защищать свои земли от врагов, высоко чтили оружие свое. Летописи упоминают о клятвах оружием перед кумирами богов: "...а Ольга водила и мужей его на роту; по русскому закону клялись оружием своим и Перуном и Велесом"; "...а некрещеная Русь полагает щиты свои и мечи свои наги (обнаженные), обручи свои и прочее оружие да клянутся во всем"; "...заутра призвал Игорь слуг, и пришел на холм, где стоял Перун, сложил оружие свое и щиты и золото, и дал клятву Игорь и люди его..."

  На тех, кто нарушал клятву, призывали отмщение громовника:

  "Да будут они кляты от бога и от Перуна и погибнут от собственных мечей своих". В знак крепости слова целовали лезвие топора или сабли, прикладывали его ко лбу и т.п.

(По А. Афанасьеву)

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"