Колядки
Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палющие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят — колядуют: — Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда,
Накануне Рождества!
* * *
Пришел Коляда В канун Рождества. Дайте коровку, Маслену головку! А дай бог тому, Кто в этом дому, Ему рожь густа, Рожь уживиста; Ему с колоса осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна — пирог. Наделил бы вас бог И житьем, и бытьем; И богатством, И создай вам, бог,
Еще лучше того!
* * *
Виноградье красно по чему спознать? По чему — дом Устина Малафеевича? У его вот у двора все шелкова трава, У его-то у двора все серебряный тын; Ворота у него дубовые; Подворотенки рыбья зубья. На дворе у него да три терема: В первом терему да светел месяц; Во втором терему красно солнышко; В третьем терему часты звезды. Что светел месяц, то Устинов дом; Что красно солнце, то Улита его; Что часты звезды, малы детушки. Да дай боже Устину Малафеевичу С борзых коней сыновей женить; Дай боже Улите Хавроньевне С высока терема дочерей выдавать. Подари, сударь, колядовщиков; Наша Коляда ни рубль, ни полтина,
Наша Коляда всего пол-алтына.
Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали 1/14 сентября или 1/14 марта, они в декабре праздновали Рождество Сварожича Коляды — рождение юного бога света и тепла. Происходило это на нынешний день Спиридона-солноворота (24 декабря/6 января), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»?
Знаком Коляды было колесо с семью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь.
Поскольку Коляда был сыном бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла, сделанная на Рождество.
Коляду почитали также как бога мира, веря, что он содействует жизни между народами в полном согласии. Чернобог наущал их между собою ссориться, и от этого невинно лилась человеческая кровь. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 24 декабря/6 января, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами.
Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»