Мировое древо

pred12_012-9021891

Свадебная песня

Ой, сыграем свадьбу — дело молодое, Дело молодое, древо мировое, Древо мировое от земли до неба, Принеси нам, боже, и вина, и хлеба. Принеси весною нам тепла и света,

Принеси зимою нам побольше снега.

Ой, сыграем свадьбу вьюноши с дивчиной — Ясна соколенка с птахою невинной. Дело молодое, время золотое, Время золотое, древо мировое. Солнышко, навеки над селом зависни,

Расцветай на радость, древо новой жизни!

Жаворонки звонко бога превозносят, Пчелы в дупла древа цвет медовый носят. Облака над древом вольный ветер гонит, Горностай под древом малых деток холит. Ой, сыграем свадьбу в тереме высоком…

Славься, соколиха! Славься, ясен сокол!

  Вселенная представлялась нашим предкам-славянам величественным деревом, чья крона упирается в небеса, а корни оплетают преисподнюю. В вершине этого дерева сияли солнце и луна, мерцали звезды, ниже царствовали птицы, ствол был отдан во владение трудолюбивым пчелам; у корней плодилась всякая живность, а под корнями таятся змеи, бобры, кроты, землеройки, а также всякая нечисть и нежить.

  В заговорах мировое древо стоит на «пуповине морской» — огромном острове, где находится камень Алатырь. На нем обитают святые угодники, а у корней свернулась страшная змея Шкурупея и прикован цепями бес. Один из заговоров начинается так: «На море, на Окияне, на острове Буяне стоит дуб, под тем дубом кровать, на кровати лежит девица, змеина сестрица, я к ней прихожу, жалобу приношу на казюлей (козюлька, казюлька — старинное народное название змеи), на ужат…«

  В народных мифах о сотворении мира вся земля держится, подобно кораблю, на море-океане, море-океан плещется в необъятной каменной чаше, чаша покоится на спинах четырех китов, киты плывут по реке вселенского огня, а огонь опирается на «железный дуб, посаженный прежде всего другого, корни же его питает святая небесная сила«.

  Иногда славяне считали главным, мировым древом, опорою всей земли и березу, о чем говорится в старинном заговоре: «На море, на океане, на острове Буяне, стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями…«

  Пленительный образ мирового древа встречается не только в заговорах и свадебных песнях, но и в обрядах. Например, когда начинали рубить новую избу, в центре сперва устанавливали деревце и лишь после недолгого «начального пирования» приступали к работе. Позднее вошло в обычай ставить в доме рождественскую (новогоднюю) елку.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»

             

Прокрутить вверх