Радуга

Небесное царство Ирий

Почему радуга ночью не светит

  Как-то раз прекрасная богиня Лада скучала в своем заоблачном тереме, смотрела с небес на землю, и взор ее упал на чернокудрого пригожего юношу. Он плясал с девушками так весело, что Ладе самой захотелось встать в хоровод. Она развернула свой самоцветный пояс, так что между небом и землей протянулась радуга-дуга, и сошла по ней, будто по мосту, на полянку, где веселилась молодежь. Черноокий красавец сразу приметил богиню и теперь танцевал только с ней. Все его подружки обиделись и убежали, и Лада осталась наедине со своим избранником. Она увлекла его в лес и искусила своей любовью.

  Настала ночь, но Лада и ее милый забыли обо всем. А тем временем громоносный Перун отправился к своей супруге, однако не нашел ее в тереме. Только пояс ее блестел между небом и землей так ярко, что затмевал свет звезд. Перун поглядел вниз... и непременно увидел бы свою жену в объятиях красавца-смертного, когда бы Лель, бог любви, не успел сорвать радугу с небес. Воцарилась тьма, и Перун ничего не заметил. А тут налетели Ветры-Стрибожичи и усыпили своими песенками грозного бога.

  Всю ночь не размыкали объятий Лада и черноокий красавец, а утром верный Лель бросил с небес самоцветный пояс — и богиня воротилась в заоблачный терем. Но она не забывает возлюбленного и порою спускается к нему с небес, распустив свой самоцветный пояс-радугу. Однако, чтобы грозный супруг ничего не заметил, Лада старается воротиться домой до наступления темноты. Поэтому радуга никогда и не светит ночью.

  Блестящая яркими, великолепными красками, радуга поражала поэтическую фантазию первобытных народов. Она то протягивается над землей, то сверкает в самом саде Ирии, где на ней отдыхают райские птицы и крылатые души. За радугой был признан особый, божественный характер, как и за всеми светилами, поэтому как в природе радуга находится на грани между грозой и солнечным светом, так и в народных сказаниях она находится в связи с богом грома и молний Перуном и светлой богиней Ладой, одно из наименований которой, между прочим, Перуница-громовница. В преданиях радуга сравнивается с самыми разнообразными предметами.

  Славяне издревле верят, что радуга "пьет" воду из озер, рек и морей: подобно змею, опустив свое жало в воду, набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь; на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами. Легенда рисует трех божеств, один из которых держит радугу и подымает ею воду из реки, другой творит из этой воды облака, а третий, разрывая их, вызывает дождь. Это как бы триединое воплощение Перуна.

  Вместе с водою радуга может захватить рыб, лягушек и даже людей, выбросив их потом довольно далеко от этого места. Недаром же говорят на Балканах: "Пусть тебя радуга всосет!" Там же верят, что охотнее всего пьет она воду у водяных мельниц, поэтому возле них лучше не купаться. А уж коли нарушишь сей запрет, да еще хлебнешь вместе с радугой воды — то непременно из мужчины превратишься в женщину, и наоборот. Случалось, что молодку, рожающую одних девочек, посылали к мельнице, чтобы хлебнула "мужской" водицы и порадовала родичей мальчиком.

  У западных славян есть поверье, что ведьма может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.

  Существуют и такие поверья: радуга — мост между небом и землей; или пояс богини Лады; или путь на тот свет, по ней души умерших приходят иногда на грешную землю. Это символ изобилия, и если радуга долго не появлялась, следует ждать голода, неурожая.

  Радугу представляли и как лук громовника Перуна, из которого он поражает демонов мрака и зимы. Свидетельства о том, что в древности радугу воображали оружием, сохранились в забавной пословице: "Ах ты, радуга-дуга, ты убей мужика!"

  В некоторых местах верили, что радуга — блестящее коромысло, с помощью которого Лада Перуница черпает из моря-океана воду, а потом орошает ею поля и нивы. Это чудное коромысло хранится на небе, а по ночам — в созвездии Большой Медведицы. Загадки про радугу тоже сохранили уподобление ее коромыслу и ведрам с водой: "Два моря на дуге висят", "Разноцветное коромысло над рекою повисло".

  Суровое время зимы языческий миф почитал эпохой владычества враждебных и нечистых сил, весенние разливы и грозы, сопровождаемые дождевыми ливнями, изображал в грандиозной картине мирового потопа, а являющуюся весною вослед за дождем радугу признавал знамением возрастания природы, грядущего лета, осушающего поля и нивы, и благодатного союза неба с землею — царства богов с юдолью смертных. С приходом зимы пропадает, рушится небесная дуга и жизнь замирает — или, говоря мифическим языком, настает кончина мира.

(По А. Афанасьеву)

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"