Уж (змеиный царь)

Змеиный царь

Почему ель плачет

  Жила-была девушка, и вот пошла она как-то раз в лес по ягоды да провалилась в болото. Стала тонуть, думала, вот смерть ее пришла, но наползли со всех сторон десятки ужей и вытянули ее из трясины.

  — Как мне отблагодарить вас? — спросила она. — Я для этого на все готова! Клянусь, все сделаю, чего вы только не пожелаете.

  — Если на все, — сказал самый большой уж, — то выходи за меня замуж. Я — царь всех ужей.

  Испугалась девушка, но слово не воробей, вылетит — не поймаешь, а клятвопреступников, как известно, карают боги.

  Она согласилась и в назначенный день пришла к болоту в самом своем нарядном платье, обливаясь горючими слезами.

  Уж вылез из болота и пополз вокруг ели, велев девушке идти за ним.

  И пошли они, словно жених с невестой вокруг алтаря, а когда совершили три круга, уж вдруг обернулся красавцем молодцем, да таким, что у девушки мгновенно высохли слезы и чуть сердце из груди не выскочило от радости.

  Так и зажили они вдвоем в лесу, и не было в мире никого счастливее.

  Однако люди злы и завистливы. Прознали братья девушки о ее муже и страшно разъярились. Они-то намеревались выдать сестру за богатого соседа, который обещал за это купить им двух добрых коней и каждого наградить увесистым кошелем с золотом.

  — Убьем мы ужа, тогда сестра домой воротится, — порешили между собой.

  Да так и сделали.

  Но они и знать не знали, как сильно сестра полюбила своего мужа. Увидав его мертвым, она обезумела и бросилась бежать куда глаза глядят.

  Увидела на пути ту самую ель, вкруг которой венчалась со своим возлюбленным, припала к ней и стала молить лесных богов спасти ее от братьев.

  В тот же миг волосы ее вплелись в иглы, руки свились с ветвями, тело слилось со стволом ели, а душа сделалась душой дерева.

  Так и не нашли ее братья, пришлось им уйти из лесу ни с чем.

  С тех пор она так и стоит на опушке леса, и слезы порою сочатся сквозь кору как янтарная смола.

  А когда разражается гроза, ель глухо стонет и плачет, беспрестанно горюя по своему милому, царю всех ужей.

  В старину считалось, что в доме непременно должны жить уж либо ящерица — для большего прибытку. Убивать этих пресмыкающихся считалось большим грехом, ибо они безобидны, а если разорить гнездовище ужа, он отомстит.

  Ужа в древние времена вообще почитали как бога врачевания. В старинных книгах читаем: "Статуя его изображалась в виде громадного ужа с открытой пастью, из которой торчал серебряный язык, и в храмах на нем было навешано столько жертв, что под ними исчезала не только его кожа, но и все формы ужа, а у подножия его еще лежали горы даров, которыми покупали у него здоровье и простолюдины, и князья". Из-за того, что уж, как и все змеи, ежегодно обновляет кожу, он считался бессмертным. Иногда его называли змеиным царем, описывая его кожу чудесной красоты и алмазный венчик. Если станут его преследовать, уж свистит — и тогда на защиту его мчатся сонмы ужей и змей, тут горе обидчику! Иногда считается, что он носит не венец, а золотые рожки. При встрече с ним в лесу следует положить на дороге красный платок или пояс: увидев красный цвет, уж сбрасывает свои золотые рожки, и кто сумеет захватить их, тому будут доступны все клады. Говорят также, что эти рожки надо закопать под двумя еще нераспустившимися дубами: один дуб засохнет, а другой покроется зеленью; один рог несчастливый, мертвящий, а другой счастливый, оживляющий.

  В народных воззрениях уж противопоставлялся другим змеям: считали, что он отгоняет прочь ядовитых змей. Убить его считалось грехом, потому что он благословлен богом за то, что некогда заткнул своей головой дырку, прогрызенную в Ноевом ковчеге мышкой. За то бог даровал ужу золотой венец, в память о котором остались желтые пятнышки на его голове. Верили, что во время грозы Илья-громовник убивает всякую нечистую силу — кроме той, что успевает превратиться в божьих избранников, пчелу или ужа.

  Знахари использовали ужовый выползень (кожу после линьки) как средство против лихорадки: ее навязывали или пришивали к нательному кресту. Жир его тоже употребляли для лечения некоторых болезней, например запоев.

(По А. Афанасьеву)

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"