Знаки Рюриковичей

  «ЗНАКИ РЮРИКОВИЧЕЙ» — использующееся в исторической литературе название символических изображений в виде трезубца или двузубца, встречающихся на монетах, разнообразных предметах быта X-XII вв.

  Впервые знак в виде двузубца, направленного высоко вверх, с коротким отрогом книзу, встречается на печати киевского князя Святослава Игоревича, найденной при раскопках Десятинпой церкви в Киеве. Подобный знак использовали Владимир Святославич и Ярослав Владимирович Мудрый и др. Кирпичи с клеймом в виде «знака Рюриковичей» использовались при строительстве дворца князя Владимира Святославича близ Десятинной церкви, черниговского Спасо-Преображенского собора (нач. XI в.), Михайловской церкви в Остерском Городце (XII в.), Борисоглебской церкви в Смядыни около Смоленска, Золотых ворот во Владимире (1164), каменного навеса в Боголюбове. Распространен «знак Рюриковичей» на донышках глиняных изделий в Киеве, Белгороде, Изяславле, Вышгороде.

  Загадочные изображения до сих пор не получили однозначного объяснения со стороны исследователей. Историк XIX в. Н.М. Карамзин считал их родовыми знаками русских князей, ведущих свое происхождение от Рюрика. Эта точка зрения господствовала более столетия. В сер. XX в. Б.А. Рыбаков высказал предположение, что странные изображения представляют собой «знаки княжеской собственности», которые ставились на княжеских монетах, на оружии его дружинников, на княжеских товарах; княжескими знаками помечали свои орудия ремесленники-холопы, работавшие на княжеском дворе — гончары, кирпичники, злато кузнецы и т.п. Некоторые исследователи искали истоки этого знака в орнаменте рунических камней, имитирующем змей (X-XI вв.), которые олицетворяли корабли.

  В Восточной Европе этот знак был известен с первых веков н.э. Его помещали на своих монетах боспорские цари II-III вв., предметы с таким знаком, относящиеся к V в., найдены в Крыму, а также среди славянских древностей Поднепровья (VII-VIII вв.); ученые отмечают сходство между «знаками Рюриковичей» и знаками салтово-маяцкой археологической культуры VIII — нач. IX вв. Трезубец на монетах Владимира Святославича сходен с аналогичным знаком на монетах франкских Меровингов VI-VII вв., английских (VIII-XI вв.), чешских и польских (X-XI вв.) королей, немецких кайзеров от Оттона I Великого (VI в.) до Генриха III (XI в.).

  Исследователи обратили внимание на сходство «знака Рюриковичей» с лигатурой (соединением) двух букв греческого алфавита: первой — альфы и последней — омеги. В христианской философии их сочетание имеет мистическое значение. В Новом Завете Христу принадлежат слова: «Аз есмь Альфа и Омега… начало и конец«. Монограмма Христа — «Альфа и Омега» — представляет собой обычный символ крещения, такой же как крест, но менее распространенный. Помещая христограмму на своих монетах, Владимир Святославич, как и его современники или предшественники на тронах соседних государств, объявлял о принадлежности своего государства к христианскому миру. На монетах Святополка Окаянного левый зубец заменен крестом, над двузубцем — еще один крест.

  Несмотря на обилие мнений, ни одно из них не стало господствующим. Загадка «знаков Рюриковичей» ждет своего исследователя.

автор статьи Е. Куксина

Прокрутить вверх