Ближайшие соседи скифов на севере

Невры  В своём рассказе о Скифии Геродот не ограничивается сообщением о племенах, населявших Скифию, но называет целый ряд соседних с ними племён, живших за пределами Скифии на север от неё.

  Вспомним, что северная граница Скифии, восстанавливаемая по показаниям самого же Геродота и археологическим памятникам (скифские могилы), шла от верховьев Буга и Днестра на восток через область правого притока Днепра р. Роси к Киеву и отсюда в юго-восточном направлении к низовьям Дона.

  По показаниям Геродота, на север от скифов-пахарей жил народ невры. Зная, что скифы-пахари занимали южную часть Волыни и Киевщины, мы можем с несомненностью говорить о том, что Геродотовы невры жили на территории нынешней Подолии, Волыни, Галиции и части Польши. Большинство русских и западноевропейских учёных старшего поколения, начиная с Карамзина, польского историка Лелевеля и знаменитого чешского слависта Шафарика, и кончая лучшим знатоком славянских древностей чешским учёным проф. Л. Нидерле, считали Геродотовых невров славянами. В этом у6еждает и то обстоятельство, что на территории, занятой в Геродотово время неврами, до сих пор память об этом народе живёт во множестве названий рек и деревень в области поречья Буга и средней Вислы, т.е. главным образом, на территории нынешних западных украинцев. Это именно: р. Нура (приток Буга у киевского летописца под 1102 г.), местечко Нура, Нурец - правый приток Буга и населённый пункт, Нурчик - левый приток Нурца, деревни Нурец, Нурица, Нуры, Нурвяны, Нурвицы и т.д. Наименование этой области «Земля нурская» держалось вплоть до исторических времён.


Птоломея. Европейская Сарматия

  У римского писателя Валерия Флакка (Caius Valerius Flaccus), жившего в I в. н.э., встречается интересный эпитет, которым он характеризует невра, говоря о нём: «raptor amorum Neurus», т.е. «похититель возлюбленных невр». Это очень напоминает показание киевского летописца о том, что древляне, радимичи, вятичи и кривичи похищали себе жён у источников и что таким образом у них заключались браки. Рассказывая о неврах, Геродот передаёт, между прочим, распространённую, очевидно, в его время среди ольвийских греков легенду, будто невры - колдуны. «По словам скифов и живущих в Скифии эллинов, - говорит он, - каждый невр раз в год на несколько дней становится волком и затем опять принимает прежний вид ...». Эта легенда, связанная первоначально с неврами, дожила, по-видимому, в устах южан до ХII в. н.э. И нашла, между прочим, отражение в «Слове о полку Игореве», где это колдовство приписывается автором полоцкому, сейчас бы мы сказали - 6елорусскому, князю Всеславу, который «людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Киева дорыскаше до кур Тмуторокания; великому Хорсови волком путь прерыскаше ...».

Будины  Рядом с неврами, к востоку от них, современные исследователи (Нидерле) помещают Геродотовых будинов. Они жили между средним Днепром, по Десне и верховьям Дона, т.е. на стыке (впоследствии) юго-восточных белорусов, северных украинцев и юго-западных великороссов. Упомянутые исследователи считают будинов славянами, опираясь, с одной стороны, на географические и этнографические данные Геродота об этом народе, с другой - на широкую распространённость личных имён и топографических названий с основою 6уд- не только у всех славян, но в частности и у восточных славян. Таковы, например, собственное имя одного из воевод Ярослава - Буды, упоминаемого киевским летописцем под 1018 г., а также: р. Буда в Могилёвском районе на территории современной Белоруссии; р. Будка у Полтавы и множество населённых мест на той же территории: Буда, Будаево, Будина, Буднищи, Будовка, Будки, Буды, Будаки, Будиновка, Будно, Будники и т.п. Какому бы языку по своему начальному происхождению ни принадлежала основа 6уд-, сейчас она является характерною для всех славянских языков и народов на востоке, на западе и на юге, что даёт нам уже достаточно оснований видеть в Геродотовых 6удинах протославян, позднейших восточных, т.е. русских славян, которых Геродот называет большим и многочисленным племенем, характеризуя в то же время будинов, как голубоглазый и рыжеволосый народ.

  Исследования акад. Н.Я. Марра показывают, что другие народы, жившие, по свидетельству Геродота, на север и северо-восток от Скифии, оставили глубокие следы в народах Поволжья и прилегающих к нему районов - в черемисах, чувашах, в коми (зырянах) и удмуртах (вотяках).

  Начиная с IV в. до н.э. на территории Украины впервые выступает новый народ - сарматы, который постепенно продвигается на запад и начинает нажимать на скифские племена и на греческие причерноморские колонии. Под влиянием этого нажима часть скифских племён продвигается к Дунаю и даже уходит за Дунай.

  Вслед за сарматами выступают на занимаемой ими территории и другие народы. На этнографической карте Скифии появляются новые многочисленные племенные образования - кробизы, физаматы, савдораты, амадоки, 6астарны, кораллы, языги, аланы и др. Появление на территории Скифии к началу нашей эры этих имён нельзя, конечно, рассматривать как заселение Украины какими-то новыми народами неизвестного происхождения. Это, в основном, не новые народы, а новые классово-племенные образования, возникающие в процессе племенных скрещений и получающие своё имя от одного классово-доминирующего, руководящего и организующего слоя, имя которого переносится на всё племя. Поэтому мы не имеем никаких оснований предполагать, будто к началу нашей эры все старое население Геродотовой Скифии поголовно исчезло, а его место заняли какие-то новые народы. Старое население оставалось на своих прежних местах, но в его внутреннем племенном составе произошли неизбежные перегруппировки, передвижки, возникли новые племенные образования, в которых известную роль могли играть и новые этнографические элементы. Во всяком случае, скифский союз племён продолжал существовать и после того, как на его территории начиная с IV в. до н.э. впервые стало выдвигаться новое племенное образование, известное под именем сарматов, имевшее до этого, т.е. ещё во время Геродота, своей опорной базой территорию при вольного для скотоводства 3адонья. Начиная же с I-II вв. н.э. наименование скифов, как и сарматов, у древних авторов приобретает уже общий, чисто географический смысл. Это - народы, населяющие территорию на север от Чёрного и Азовского морей и на восток от Дуная, Карпатских гор и Вислы.