Болгары

Омуртарг  БОЛГАРЫ — народ, возникший в период раннего Средневековья в результате слияния балканских славян и булгар c остатками местного населения Балкан, прежде всего фракийцев. Своё название этноним получил от булгар.

  Во второй половине VII в. хазары, народ, кочевавший в степях Восточной Европы, вытеснили на запад племена болгар, кочевников тюркского и финно-угорского происхождения. Чтобы не смешивать этих средневековых кочевников с современными болгарами, их принято называть протоболгарами. Орда протоболгар во главе с ханом Аспарухом вторглась на Балканы, в византийскую провинцию Фракию, уже колонизованную славянами. В 681 году Аспарух заключил союз с племенным объединением славян, которое называлось «Семь родов». Союзникам удалось разбить греков, Византия вынуждена была уступить завоевателям земли и даже выплачивать дань. Первые болгарские ханы Крум (правил в 803—814 гг.) и Омуртаг (814—831 гг.) разделили подвластные земли на округа, которые не совпадали с племенными землями славян. Уже тогда началось сближение славян с болгарами-кочевниками.

  Союза с Болгарией искали Рим и немцы — с одной стороны и Византия — с другой. Византийский император Михаил III, пользуясь поддержкой живущих в Болгарии христиан, вторгся в Болгарию. Болгарский хан Борис принял в 864 году христианство по греческому обряду и взял христианское имя Михаил в честь византийского императора.

Крещение Борис

  Язычники восстали против христианского правителя, но Борис расправился с ними. Христианская религия была необходима новому государству, тем более что его население до крещения поклонялось разным племенным божествам. После крещения сформировался единый народ, сохранивший имя завоевателей — болгары, но говоривший на славянском языке. Немалую роль в этом сыграли изгнанные из Моравии ученики Кирилла и Мефодия, распространившие в Болгарии славянскую грамоту. Принявший христианство Борис-Михаил не решился держать славянских книжников в своей столице Плиске. Он опасался преследований со стороны греческого духовенства. Борис отправил их в города Охрид (в Македонии) и Преслав. Там Климент Охридский и Константин Преславский обучили множество учеников. Климент и Константин оставили многочисленные сочинения на славянском языке. В Болгарии распространилась удобная для быстрого письма кириллица.

Церковь Святого Климента   В Преславе в 893 г., после подавления очередного языческого мятежа, Борис созвал собор, признавший официальным языком славянский. Преслав стал новой столицей Болгарии. На престол был возведен сын Бориса Симеон. Сам Борис после смерти в 907 г. был провозглашен святым. Болгарское государство при Симеоне (правил в 893—927 гг.) настолько усилилось, что стало соперником Византии. Симеон первым среди славянских правителей принял титул василевс — «царь», равный императорскому. Симеон получил прекрасное образование в Константинополе, при нем начался расцвет славянской литературы.

  Но соперничество с Византией, бесконечные войны и поборы с трудового населения привели Болгарию к кризису. В 968-971 гг. в отношения между Болгарией и Византией вмешался русский князь Святослав. Он мечтал о собственной державе на Дунае и вторгся в пределы Болгарии. Русь была разбита византийской армией. Болгарам после ухода Бронзовые амулеты Святослава удалось изгнать греков. Македонский правитель Самуил сумел в конце X в. подчинить Северо-Восточную Болгарию, Фессалию и даже Сербию. Но болгарам не удалось восстановить былое единство. В 1018 г. Болгария оказалась под властью Византии. Это владычество, несмотря на восстание болгар, продолжалось до конца XII века. В хозяйстве и культуре Первого Болгарского царства сочетались византийские,славянские и протоболгарские черты. Славяне и протоболгары, заселившие Фракию и Македонию, застали там сложившийся городской быт. Древние античные и византийские города стали болгарскими. Среди них были Пловдив и Среден, античная Сердика, будущая София. Но завоеватели основали и собственные поселения. На месте славянского поселения Плиски еще при Аспарухе была устроена ханская ставка. Валы и рвы протяженностью больше 20 км окружали пространство, где могли найти убежище протоболгары со своими шатрами и стадами.

Болгария при царе Симеоне
Болгария при царе Симеоне

  Внутри внешнего укрепления располагалась резиденция хана, где дворец-крепость и хозяйственные постройки были возведены из камня. Там же была построена баня — свидетельство византийского влияния на болгарскую культуру — и водохранилище-цистерна. После введения христианства в Плиске были построены каменные церкви. Такая же крепость с каменными стенами и дворцом была основана при Омуртаге в Преславе. Преслав стал столицей при Симеоне. Этот город уже не был ставкой кочевого правителя. При Симеоне были построены Тронная палата и дворцовая Золотая церковь. Круглая в плане церковь была украшена мраморными колоннами, многоцветными мозаиками и изразцами. Вокруг Преслава располагались монастыри.

Крещение Борис

  В X в. Первое Болгарское царство значительно отличалось от ранних славянских государств. Царь уже не объезжал подданных, собирая дань. Сбор дани был налажен по округам, с каждого хозяйства, где имелся плуг с упряжкой из двух волов. Царь имел собственные земли, из которых выдавал земельные пожалования церквам и монастырям, а также своим вельможам-боярам. Славянские страны вступали в эпоху феодализма, когда господствующий класс феодалов владел землей с работающими на ней земледельцами. Болгарская культура имела особое значение для культуры древней Руси. Она служила для Руси образцом и одновременно посредницей между русской и византийской культурами. Большая часть переводов греческих книг, распространенных на Руси, была сделана в Болгарии.