Племенные группировки и
культурные центры русского народа в IX в.

Русские   Как мы уже знаем, по представлению восточно-мусульманских писателей IX-X вв., население современной им Руси делилось на три обособленные группы племён. Так, например, Истахри говорит: «Русы состоят из трёх племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь ею живёт в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; второе племя называют Славия и ещё племя называют Артания, а царь его находится в Арте ... Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром, который граничит с Румом к северу ...».

  Такая группировка восточно-славянских племён в IX-Х вв., восходившая, надо полагать, и к более раннему времени, не чужда была, по-видимому, и представлениям древнерусского летописца. Так, например, в летописи (по Лаврентьевскому списку) под 6367 (859) годом мы читаем: «Имаху дань Варязи из заморья на Чуди и на Словенех, на Мери и на В(е)сех, и (на) Кривичех; а Козари имаху на Полянех и на Северянех и на Вятичех».

  Таким образом, согласно показаниям летописи, новгородские славяне и кривичи в IX в. находились в сфере влияния заморских варягов - норманнов: они были их данниками. Другая группа славянских племён - поляне, северяне и вятичи - находилась в то же время в сфере влияния Хазарского каганата и «востока». Это две группы или два русских племенных центра арабских источников - Славия и Артания: северо-запад, т.е. Новгород - Смоленск, и юговосток т.е. Подонье и Приазовье. Третью группу племён, имевшую своим центром г. Куяба арабских источников, т.е. г. Киев, расположенную в ближайшем соседстве с дунайскими болгарами, составляли, по-видимому, уличи с тиверцами и древляне. Эта юго-западная группа племён, сидевшая у Чёрного моря и соседившая в древности с греческими колониями, находилась в IX в. В сфере влияния Византии (Рум) и представляла собою наиболее культурное и мощное славянское племенное объединение. Об этом говорит тот факт, что в конце IX в. у уличей, по Новгородской первой летописи, был крупный центр - город и вместе сильная крепость Пересечен, а также (по Лаврентьевской летописи) ряд приморских городов.

  Акад. А.А. Шахматов устанавливает к началу IX в. наличие двух сфер влияний, действовавших на территории восточно-славянских и соседивших с ними финских племён: скандинавская и хазарская. Север и северо-запад попали в сферу скандинавского влияния, а юг и юго-восток в сферу хазарского влияния.

  Хазары ещё в VII-VIII вв. образовали в юго-восточной России большое и могущественное государство, столицей которого был г. Итиль, расположенный недалеко от устья Волги. Прежде всего под владычество хазар попало восточно-славянское население Донского бассейна. В результате покорения этого населения, говорят Шахматов, власть хазар распространилась и на сидевших севернее вятичей, а затем и на северо-запад, ибо, судя по летописи, данниками хазар были и радимичи (см. под 885 г.). Владычество над восточными славянами в Донском бассейне привело хазар и к покорению сидевших на Десне и среднем течении Днепра северян. Можно думать, говорит Шахматов, что в VIII в. сфера влияния хазар сталкивалась на Днепре со сферой влияния аваров. Падение аваров дало хазарам возможность распространить своё влияние и на правобережных полян; в летописи имеется предание о том, как попали под хазарскую руку воинственные поляне.

  О том, что юго-западная группа древнерусских племён - уличи с тиверцами и древляне - представляла особую в культурном и экономическом отношении группу племён, говорит в частности длительная и упорная борьба, которую ведут с нею поляне. Эта борьба началась, вероятно, ещё до Аскольда и Дира, была продолжена ими и их преемниками, Олегом и Игорем, и окончена княгинею Ольгою, сумевшей подчинить себе древлян.

Русский   Таким образом мы имеем все основания говорить о наличии в IX в. в среде древнерусских племён трёх культурно-исторических центров, развивавшихся каждый в своеобразной культурной и экономической обстановке международного окружения и международных связей:
1) юго-западный - уличи с тиверцами и древляне, - находившийся в сфере западно-славянского и византийского взаимовлияний;
2) северо-западный - новгородско-ладожские славяне и кривичи, - находившийся в сфере взаимовлияний скандинавского и финского;
3) юго-восточный - поляне, северяне и вятичи, - находившийся в сфере взаимовлияния хазар и Востока.

  Однако нет никаких оснований говорить о том, что эти три центра были решительно обособлены друг от друга и не имели друг с другом никаких связей. Напротив, они всегда находились в тесном общении друг с другом путём, прежде всего, широких торговых связей, поддерживавшихся во всех направлениях по обильным водным путям и обусловливавших собою и культурные связи и культурный взаимообмен. В этих связях росла и крепла своеобразная культура, отличная от Востока и Запада, комплексная по характеру привходивших в неё с глубочайшей древности элементов, общая в своих основах для всех древнерусских племён и оставшаяся общею, как субстрат культуры современного русского народа в составе трёх образующих его братских народов - великороссов, украинцев и белорусов. Уходя своими корнями в доисторическое прошлое русского народа, вобрав в себя культурное наследие своих далёких предков, живших за тысячи и десятки тысяч лет до нашей эры, эта культура впитала все лучшее, что давала тогда культура передовых народов Востока и Запада. На этой богатой основе и создалась та своеобразная, национальная по форме культура, которая уже в X-XI вв. выдвинула Киевскую Русь на передовые позиции среди народов всего тогдашнего мира. Эту культуру создавал своим трудом весь русский народ, все составлявшие его племена севера и юга, востока и западе. В неё внесли свою долю и северяне (словене, кривичи, полочане), и южане (уличи, тиверцы, древляне, поляне, хорваты), и восточные племена - северяне и вятичи. Эта культура - родная всему русскому народу, и её наследием до сих пор продолжают жить и великоросс, и белорус, и украинец.

  О наличии в IX в. трёх культурно-исторических центров или трёх основных восточно-славянских племенных групп говорят и археологи, и антропологи, и лингвисты. Так, например, археолог А.А. Спицын в статье «Расселение древнерусских племён по археологическим данным» устанавливает три отдельные группы славянских племён:
1) северо-западную - новгородцы с кривичами;
2) западную - древляне;
3) восточную - северяне.

  Академик А.И. Соболевский различает:
1) северо-заnадную группу говоров - говор кривичей или словен (новгородский, псковский и полоцко-смоленско-витебский);
2) средне-русский или великорусский говор (язык) - говор древних вятичей и их колонистов на обоих берегах верхней Волги (современные говоры северные или окающие и говоры южные или акающие); близким к этому говору, по Соболевскому, был старый западно-русский или белорусский говор - говор древних дреговицей, родоначальник современного белорусского языка;
3) галицко-волынский говор - говор дулебов-волынян, предок современного украинского языка.

Славяне

  По Шахматову, древнерусские племена Несторовой летописи составляли три основных группы племён.
1) Южно-русскую группу. В неё входили: поляне, занимавшие правое побережье среднего течения Днепра и имевшие своим центром город Киев; уличи и тиверцы - к юго-западу от полян, по Днестру, до самого его устья, причём тиверцы сидели южнее уличей; бужане, они же дулебы, они же позже волыняне - в верхнем течении Южного Буга; хорваты - западнее волынян, т.е. в нынешней Галиции; древляне - в пределах Волынской области и южной части Минской области; северяне - по левой стороне Днепра, в бассейне рек Сумы, Десны и Сейма, в нынешней Черниговской и Полтавской областях.
2) Средне-русскую группу. В неё входили: дреговичи (по Шахматову - «ляшское» племя; наименование производится от «дрягва», древнее дрьгъва - болото, болотистое место), населявшие нынешнюю Минскую область и часть Витебской области (Белоруссия); радимичи - в нынешней Могилёвской области (Белоруссия); вятичи - в бассейне р. Оки (Рязанская, Тульская и Калужская области).
3) Северно-русскую группу. В неё входили: кривичи, сидевшие в бассейне верхнего течения Западной Двины, верхнего течения Днепра и Волги; словене - в области озера Ильменя.