Трагическая гибель

  Заключив после многочисленных военных походов в Византию мирный договор с Константинополем, князь Игорь «начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам«.

  Как сообщает летопись, княжеские дружинники, уставшие в войнах с Византией, заметили, что остававшийся на родине воевода Свенельд, собиравший дань с древлян и уличей, за время отсутствия князя весьма обогатился. И сказали они Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью«.

  Неправедное решение. Игорю пришлось согласиться на требования дружины: ведь от ее благосостояния зависело его положение как правителя. В конце 945 года он отправился в Древлянскую землю и взял дани больше, чем ранее установил. В походе варяжская дружина Игоря, жаждавшая богатства, грабила местное население. Недостойное поведение Игоря, нарушившего неписаные законы княжеского полюдья, вызвало острое возмущение древлян, но они смирились, ибо помнили былую жестокость Игоря, усмирившего их тридцать лет назад.

  Жадность Игоря. Алчному князю собранного добра снова показалось мало. Он отправил основную часть своих людей вместе с захваченным добром в столицу, а сам с небольшим отрядом возвратился в Древлянскую землю. Возмущению обитателей Полесья не было предела. Мало того, что Свенельд взял у них установленную дань, а Игорь взял ее повторно в более крупном размере. Теперь же князь вновь намеревался получить с них «корм». Такое решение нарушало все установленные обычаи.

  Выводы С.М. Соловьева. Историк С.М. Соловьев, размышляя о личности Игоря, писал: «Рассмотрев занесенные в летопись предания об Игоре, мы видим, что преемник Олега представлен в них князем недеятельным, вождем неотважным… Но к этим чертам Игорева характера в предании прибавлена еще одна — корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтобы взятою еще данью не делиться с дружиною…«

  Восстание древлян. Старейшины сказали местному князю Малу: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит«. Послали они к Игорю гонца со словами: «Почто идешь опять? Забрал уже всю дань«. Однако враждебность древлян не остановила Игоря. Тогда у города Искоростеня князь Мал со своими людьми вступил в бой с отрядом киевского князя и весь его перебил. Участь Игоря была страшной: его привязали к стволам двух пригнутых к земле деревьев и затем отпустили кроны. Тело князя было разорвано надвое. Смерть настигла его не на поле брани, а на родной земле, от рук своих же подданных.

0047-7924665

  Интересная гипотеза. Историк И.Я. Фроянов, анализируя сведения о восстании древлян против поборов киевского князя, пришел к выводу, что расправа древлян с Игорем при помощи деревьев — «не простая казнь, а ритуальное убийство, или жертвоприношение, осуществленное с использованием священных деревьев… У древних народов местом народных сходок и собраний нередко являлись священные леса и рощи. Нет ничего невероятного в том, что расправа с Игорем состоялась в священном лесу и означала жертвоприношение древлянским божествам, возможно, деревьям, в одухотворенность и божественную суть которых славяне свято верили«.

Прокрутить вверх