»История о древних норвежских королях» («Historia de antiquitate regum Norwagiensium») — латиноязычная хроника, точнее, краткий обзор истории норвежских конунгов от Харальда Прекрасноволосого (с 858 г.) до смерти Сигурда Крестоносца (1130 г.). Автор ее — Теодрик (Теодорик), — скорее всего, норвежец, монах Нидархольмского монастыря около Тронхейма в Норвегии (ставшего с середины XII в. резиденцией архиепископа и важнейшим культурным центром страны).
Большинство исследователей полагает, что «История о древних норвежских королях» записана в 1177-1180 гг. Ее письменный источник, о чем говорит сам Теодрик, — не дошедший до нас «*Catalogus regum Norwagiensium» (видимо, норвежского происхождения). Кроме того, из заявлений Теодрика можно понять, что он знал и другое сочинение середины XII в. — «*Translatio sancti Olavi». Автор использует устные исландские саги и поэзию скальдов, но письменных исландских источников он не знает.
Найденный в Любеке ок. 1625 г. пергамен, с которого выполнено издание 1684 г., утерян; сохранившиеся рукописи являются копиями с него.
В рассказе о коварных замыслах ярла Хакона против Олава Трюггвасо-на упоминаются Русь и русский князь Владимир Святославич, на воспитании у которого некоторое время находился Олав (IV.2.1). В приводимых далее фрагментах рассказывается о бегстве Олава Харальдссона с сыном Магнусом на Русь к князю Ярославу Мудрому и его жене Ингигерд (IV.2.2); о возвращении Олава Харальдссона в Норвегию из Руси, где он провел некоторое время и где оставил у князя Ярослава и его жены Ингигерд своего сына Магнуса (IV.2.3); о посольстве знатных норвежцев на Русь, после смерти Олава, за его сыном Магнусом (IV.2.4); упоминается о пребывании на Руси конунга Харальда Сигурдарсона (IV.2.5).
Издание: Theodrici monachi Historia de antiquitate regum Norwagiensium // MHN. P. 1-68.
Литература: Ellehoj 1965; Simek, Hermann Palsson 1987. S. 167; Джаксон 1991. С. 18-19 (здесь же — библиографические сведения).
l
Глава VII
На двадцать девятом году своего царствования он1 узнал, что в Англии находился Олав, сын Трюггви, что это юноша с хорошими задатками, что он вернулся из пределов Русции, где его воспитал и помогал ему король Вальдемар. […]
(Перевод А.В. Подосинова по Theodric. 13)
2
Глава XVI
[…] После этого2 король3, узнав о том, что король Канут4 пришел с неисчислимым войском (ведь говорят, что у него был флот в 1200 кораблей), и решив, что силы для схватки неравны, покинул корабли и удалился к своему зятю Олаву, королю Светии5. Оттуда он отправился в Русцию к королю Ярицлаву, который женился на Ингигерте, к которой, как я уже раньше сказал, сам [Олав] сватался, но не смог взять в жены. Там он пробыл один год, будучи с почетом и весьма любезно принят королем Ярицлавом, попечению коего он даже вручил своего сына Магнуса, мальчика 5 лет, которого он прижил от наложницы. […]
(Перевод А.В. Подосинова по Theodric. 28-31)
3
Глава XVIII
Когда же король Англии Канут узнал о гибели Хакона, своего племянника, он немедленно послал своего сына Свейнона править королевством Норвагии и в то же время противодействовать Олаву, если тот решит вернуться на родину. […]
Олаву же, как рассказывают, во сне было возвещено, что ему следует отправиться назад в Норвагию; попрощавшись с Ярицлавом и Инги-гертой и оставив там своего сына Магнуса, он вернулся в Светию к своему тестю королю Олаву и там провел этот год. При приближении же весны он при помощи своего тестя собрал войско, которое состояло по большей части из язычников, и повел его через внутренние районы [Светии] в Норвагию. […]
(Перевод А.В. Подосинова по Theodric. 34-35)
4
Глава XXI
После этого6, по прошествии почти трех лет, норвежцы, движимые поздним раскаянием за преступление, которое они совершили по отношению к блаженному Олаву, и в то же время не снеся тирании Альфивы, матери Свейнона, постановили послать за Магнусом, сыном блаженного Олава, который был тогда отроком десяти лет; они желали хотя бы сыну вернуть то, чего жестоко лишили отца. Они избрали для этого предприятия четырех мужей: ярла Рагнвальда, который, как мы выше сказали, был в тесной дружбе с блаженным Олавом, Эйнара Брюхотряса, Свейна Быка и Кальфа, сына Арни, который ранее питал весьма недружественные чувства по отношению к блаженному Олаву, теперь же, движимый раскаянием, прилагал все усилия, чтобы восстановить в царствовании его сына. Когда те пришли в Русцию к Ярицлаву и Ингигерте, у которых воспитывался отрок, они сообщили королю о решении, которое приняли они сами и вся Норвагия. Королева Ингигерга отказывает им, утверждая, что вовсе не отпустит мальчика, если они клятвенно не пообещают, что он будет провозглашен королем; ведь она очень любила блаженного Олава и потому весьма ревностно следила за воспитанием его сына. Те же, пообещав все и даже больше того, что от них требовалось, получают разрешение уехать; и вот, вернувшись в Норвагию, они были с великой радостью приняты всеми на родине, и тут же отрок Магнус был при одобрении всего народа возведен на престол.
(Перевод А.В. Подосинова по Theodric. 44-45)
5
Глава XXVIII
Этот Харальд7 в своей юности был весьма предприимчив и энергичен; сначала он завоевал множество языческих государств и много денег собрал в Русции и Эфиопии, которую мы на нашем языке называем Блаландом; оттуда он отправился в Иерусалим, и повсюду он был знаменит своими победами. Позже, пройдя по всей Сицилии и награбив в этих местах много денег, он прибыл в Константинополь. Там он был обвинен императором за то, что нанес этому императору весьма позорное оскорбление, но спасся быстрым бегством8.
(Перевод А.В. Подосинова по Theodric. 57)
1 Ярл Хакон Сигурдарсон.
2 После битвы к северу от Ставангера.
3 Олав Харальдссон.
4 Кнут Великий.
5 Олав Шётконунг.
6 После гибели Олава Харальдссона в битве при Стикластадире (1030 г.).
7 Харальд — норвежский конунг Харальд Сигурдарсон.
8 Картина заморских приключений Харальда, как ее рисуют саги, значительно отличается от того, о чем говорит «История Норвегии». По сагам, он пятнадцатилетним юношей попал на Русь (после битвы при Стикластадире), посватался к дочери Ярослава Мудрого и, получив отказ, поплыл дальше и провел десять лет на службе у византийского императора.