Сага об Инглингах

1 Нёрвасунд (Nörvasund) — Гибралтарский пролив.

2 Йорсалаланд (Jórsalaland) — производное от существительного мн.ч. Jórsalir, означающего «Иерусалим». Как и топонимы Jórsalaheimr и Jórsalaríki, используется для обозначения Палестины.

3 Свартахав (Svartahaf) — Черное море.

4 Свитьод Великая, или Холодная (Svípjod in mikla еðа in kalda) встречается в контексте излагаемой в начальных главах «Саги об Инглингах» эвгемеристической легенды о заселении Скандинавии выходцами из Азии, согласно которой предками шведских и норвежских конунгов оказываются языческие боги во главе с предводителем асов — Одином. Как следует из дальнейшего изложения Снорри (гл. 2 и 5), Великая Свитьод расположена одновременно в Европе и в Азии, так как через нее протекает Танаис, разделяющий Европу и Азию. Она включает в себя лежащую в Азии землю асов, с главным городом — Асгардом. Из Асаланда, а значит, из Великой Свитьод, отправляется Один на север и поселяется в конечном итоге в Старой Сипуне. Снорри так строит свое повествование (гл. 8), будто скандинавская Свитьод (=Свеаланд) получает имя от Великой Свитьод. Создателем переселенческой легенды А. Хойслер (Heusler 1908) считает основоположника исландской историографии Ари Мудрого. Самое раннее упоминание Великой Свитьод в исландских источниках находим в «*Саге о Скьёльдунгах». Ср. прямое отождествление Великой Свитьод со Скифией в географических трактатах.

5 Великий Серкланд (Serkland it mikla) обычно понимается как «Земля сарацин» — обозначение некоторых областей в Северной Африке и Передней Азии.

6 Великий Блаланд (Bláland it mikla) используется для обозначения Эфиопии или Северо-Западной Африки.

7 Танаис (Tanais) — древнее название Дона. Река у Снорри стекает с гор, лежащих на севере за пределами всех населенных мест, т.е., можно думать, с Рипейских гор, протекает через Великую Свитьод и впадает в Свартахав (Черное море), что не противоречит античному представлению, унаследованному средневековой географией.

8 Ванаквисл (Vanakvíst) означает «Устье ванов». Ваны — группа богов плодородия в скандинавской мифологии. Снорри строит свое изложение так, что из него можно заключить, будто путем следующего (невозможного в принципе) фонетического перехода латинское наименование Дона — Tanais — произошло от «Устья ванов»: Vanakvísl > Tanakvísl > Tanais, а значит, устье Дона издревле было местом обитания ванов.

9 Танаис в качестве границы между Европой и Азией называется также в сочинении «Великие реки» и в норвежском переводе Библии (см.: Мельникова 1986. С. 139-150).

10 Аустрвег (Austrvegr) — «Восточный путь». Из данного утверждения Снорри следует, что перед нами — не просто вооруженное нападение скандинавов, а двусторонние военные действия, и поход Ингвара на Эйстланд — ответная акция, т.е., как можно понять, эсты не были просто страдающей стороной, а занимались разбоем наравне со скандинавами и совершали заморские рейды.

11 Эйстланд (Eistland) — «Земля эйстов» — древнескандинавское обозначение области в Восточной Прибалтике, вероятно, совпадающей с современной Эстонией.

12 По хронологии Б. Нермана, Ингвар умер ок. 600 г. или в начале VII в. (Nerman 1914. S. 11).

13 Адальсюсла (Aðalsýsla) — древнескандинавское обозначение прибрежной материковой части Эйстланда, лежащей против о. Сааремаа, возможно — Ляэнемаа.

14 Sýsla (Сюсла) — сокращение от древнескандинавского имени о. Сааремаа Eysýsla. По словам саги, однако, Ингвар погиб и похоронен в Адальсюсле. Скорее всего, Снорри неверно понял использованный скальдом топоним.

15 Сердце волн — дисл. lagar hjarta — кеннинг для обозначения «камня» или «острова». Снорри, по-видимому, предпочел первое значение — «камень» — и обозначил место гибели Ингвара через распространенный в Скандинавии топоним at Steini «У Камня», в то время как скальд имел в виду, очевидно, «остров», т.е. все ту же Эйсюслу.

16 Аустмар (Austmarr) — «Восточное море».

17 Гюмир — морской великан; песнь Гюмира — шум моря.

18 Неясно, стоят ли за двумя описанными сагой плаваниями в Эйстланд действительные события. Однако мы не можем отрицать самой вероятности плаваний скандинавов в Восточную Прибалтику в начале VII в., тем более что отдельные скандинавские находки на территории современной Латвии относятся уже к бронзовому веку, а археологический материал западноэстонских островов Сааремаа и Муху свидетельствует о том, что во II—I тыс. до н.э. островитяне имели торговые связи с населением Скандинавии.

19 Энунд, согласно Б. Нерману, умер ок. 640 г. (Nerman 1914. S. 15). Приведенные фрагменты «Саги об Инглингах» все же не дают возможности датировать начало скандинавской экспансии на восток 600 годом — предположительным временем похода Ингвара, отца Энунда (Nerman 1929. S. 15; Beyschlag 1950. S. 76), а лишь позволяют говорить о разрозненных и нерегулярных походах через Балтийское море, предпринимавшихся с целью грабежа как скандинавами, так и жителями Восточной Прибалтики, и начавшихся, по-видимому, с развитием мореплавания у этих народов. Такой вывод строится в первую очередь на археологических данных — источнике более объективном, хотя и довольно скудном для V — первой половины VIII в.

20 Ивар Широкие Объятия (ок. 650 — ок. 700? гг.) — сын Хальвдана, который, согласно древней родословной, включенной в «Книгу с Плоского Острова», принадлежит к династии Скьёльдунгов.

21 Аустррики (Austrríki) — «Восточное государство» — топоним широкого и неопределенного значения, и данный контекст его значения не проясняет. Исходя из того, что у Снорри топонимы с корнем aust- преимущественно выступают для обозначения восточноприбалтийских земель, можно предположить, что именно так понимал Снорри и Austrríki.

Также может быть интересно:  Сага об Олаве Трюггвасоне
Оцените статью