Ибн Хордадбех

1 Следует отметить, что в публикации Н.А. Гараевой большая часть примечаний к тексту Ибн Хордадбеха (примеч. 4, 6-10, 12-15, 17-38 и далее) была использована без согласия автора, Т.М. Калининой (подробнее см.: Мельникова, Столярова 2007).

2 Арабская передача иранского имени Хосров, которое носили цари династии Сасанидов.

3 Перс, шахангиах — «царь царей».

4 Арабская передача греч. Καîσαρ (цезарь).

5 Арабская передача греч. βασιλεÚς (василевс).

6 Каган (араб, хакан) — титул верховных правителей тюркских каганатов, а затем более мелких объединений, например, властителей уйгур, аваров, хазар; этим титулом называли себя в ряде случаев правители Древней Руси (Новосельцев 2000г. С. 367-379; Коновалова 2001б).

7 Кназ — конъектура издателя, с которой согласно большинство исследователей; в рукописях — к.нан и к.бад.

8 Румийа — в арабских источниках обычно Византия или Италия. Здесь, вероятнее, Италия.

9 Здесь: либо бургунды — население обширной области на юге и юго-востоке совр. Франции и Швейцарии, либо придунайские болгары.

10 Области ас-сакалиба и ал-абар, т.е. славян и аваров. Авары — тюрко- или монголоязычные выходцы из Центральной Азии, известные в китайских источниках как жуань-жуани. Начиная с IV в. передвигались то вместе с кочевыми тюрками, то отдельно, к западу; в VI в., по данным византийских источников, находились на Северном Кавказе и направляли посольства в Византию, которая была вынуждена заключить с ними союз. Постепенно дошли до р. Эльба, заняли Паннонию, в начале VII в. — Далмацию, воевали с Византией, лангобардами, франками. Создав в Подунавье свое государство, названное учеными Аварским каганатом, захватили земли славян, которые на время стали их союзниками в борьбе с Византией. В 626 г. аварами в союзе со славянами была сделана неудачная попытка захвата Константинополя, после чего Аварский каганат стал ослабевать; славяне объединились в самостоятельное государство Само и выступали против аваров в союзе с франками. В конце VIII в., после разгрома, учиненного франками, Аварский союз племен перестал существовать (Awaren Forschungen 1992). Упоминание областей славян и аваров вместе может иметь основой информацию об их сосуществовании в составе Аварского каганата.

11 По всей вероятности, Балтийское море.

12 Туле — в античной географической традиции один из последних островов обитаемой части Земли в северо-западной Атлантике (об этом острове в мусульманской традиции см.: Гаркави 1873). Ибн Хордадбех назвал остров «городом», и это дало основание некоторым исследователям отождествить Туле с Тулоном (Ashtor 1969; Ибн Хордадбех 1986. С. 268), что едва ли реально. Упоминание «моря позади славян», в котором находится Туле, а также последующее замечание о нахождении в том же море Островов Счастливых может указывать на информацию о Балтийском море как части Атлантики (Lewicki 1949).

13 Острова Счастливых, или Блаженных — в античной географической традиции, перешедшей к арабам, — Канарские о-ва в Атлантике.

14 После описания дороги от Багдада через города Передней и Малой Азии.

15 Абидос на проливе — город на азиатском берегу пролива Дарданеллы, в 100 милях от Константинополя.

16 Здесь подразумеваются пролив Дарданеллы, Мраморное море и Босфор.

17 Здесь: Мраморное море (греческая Пропонтида).

18 Море Хазар — Черное. У географов X в. — Каспийское.

19 Речь идет о входе в пролив Дарданеллы со стороны Мраморного моря.

20 Город на азиатском берегу Босфора, напротив Константинополя.

21 Возможно, здесь араб, слово халидж следует переводить его точным значением «залив», поскольку речь идет, вероятно, о заливе Золотой Рог.

22 Восточная часть Средиземного моря; в это понятие входило и Эгейское море.

23 Араб, ал-джазира (мн.ч. — ал-джаза’ир) может означать также и полуостров. Возможно, имеется в виду Таврика или Таманский полуостров (Новосельцев 2000а. С. 366).

24 Муслим ибн Абу Муслим ал-Джарми — араб, выкупившийся из византийского плена в 845 г. и написавший несохранившуюся книгу о Византии и соседних народах. Сведения об этом содержатся в «Книге предупреждения и пересмотра» ал-Мас’уди (Мас’уди/Танбих. С. 184).

25 Фема (араб, и’мал) — провинция, административный округ. Фемное устройство складывалось в Византии в VI-IX вв.; границы фем изменялись на протяжении времени.

26 Тафила — фема Тафдос; однако есть мнение, что это — Фракия (Ибн Хордадбех 1986. С. 281-282. Примеч. 88).

27 Византийский император Анастасий I (491-518) соорудил около 512 г. стену длиной 75 км, начинавшуюся в 50 км от Константинополя у Черного моря и тянувшуюся до Мраморного моря. Она называлась Длинными стенами.

28 Хотя большинство исследователей идентифицируют эту фему с Фракией, есть предположение, что это — фема Диррахия (Ибн Хордадбех 1986. С. 282. Примеч. 89).

29 Фема Македония (Макадунийа или Макдунийа), территориально совпадающая с совр. Македонией.

30 Здесь: Придунайская Болгария.

31 Здесь: югославянские земли.

32 Ал-Джарби — северное наместничество Халифата, включавшее, помимо Азербайджана, Арминию, ал-Джазиру (Верхнюю Месопотамию), ас-Сугур (арабо-византийскую пограничную область) и ряд прикаспийских территорий.

33 Арминийа — область Закавказья, входившая в состав Северного наместничества Халифата, образованного в начале VIII в. после походов полководцев Хабиба ибн Мас-ламы и Мухаммада ибн Марвана. Арабская администрация, вслед за Сасанидами, делила провинцию Арминию на четыре части, которые в разные годы охватывали разные территории. В целом провинция занимала территорию гораздо большую, чем собственно Армения (Тер-Гевондян 1977).

34 Азербайджан — области восточного Закавказья, завоеванные арабами в 639-643 гг. при халифе Умаре и входившие в VIII-IX вв. в состав Северного наместничества Халифата.

35 В.Ф. Минорский (Hudud. Р. 391) считает ал-Бабр вполне реальной областью, которая располагалась в горах между Ардабилом и Занджаном и называлась Тароном и Халхалом. Он полагал при этом, что вместо ал-Бабр следует читать ал-Хир, аргументируя аналогичными данными ал-Бируни. Следует отметить, однако, что графически схожее название, с неверно проставленными диакритическими знаками, встречается в географическом разделе трактата ал-Фаргани.

36 Ат-Тайласан — область на юго-западном побережье Каспия; возможно, это арабская передача этнонима «талыши» (перс, талышан), от которого происходит топоним «Талышские горы» (Hudud. Р. 391). В труде ал-Хорезми термин ат-тайласан употребляется при описании береговых линий морей, океанов и озер как показатель выпуклого изгиба, напоминающего арабский национальный головной убор (Булгаков, Розенфельд, Ахмедов 1983. С. 177. Рис. 35).

37 Упоминание славян и аваров (ал-абар) после описания местностей и народов Кавказа, Прикаспия и нижнего Поволжья заставляет полагать, что имеются в виду восточные славяне и та часть аваров (обров древнерусских летописей), которая какое-то время оставалась на Северном Кавказе после переселения основной их массы в Паннонию. Сочетание схожих перечней в упоминании народов Балкан и Северного Кавказа указывает на традиционность в передаче Ибн Хордадбехом сведений разных источников о народах восточно- и центральноевропейского регионов. Эта схематичность, следование одной традиции в передаче сведений разного характера очень типична для средневекового мыслителя.

38 Хамлидж — такая форма выбрана издателем в соответствии с одной из рукописей, хотя в ней же, чуть ниже, фигурирует форма Хаших. В другой рукописи этот фрагмент не сохранился. Форма Хаших присутствует также у Иакута (Иакут. Т. I. Р. 730, 793; Т. II. Р. 471). В.Ф. Минорский и Т. Левицкий считали верной форму Хамлих (Hudud. Р. 454; ZA I. S. 73); Н.М. Велиханова — Хамлидж (Ибн Хордадбех 1986. С. 109). По мнению ряда исследователей, Хамлиджем или Хамлихом называлась восточная часть столицы хазар — Итиля (историографию см.: Новосельцев 1990. С. 129— 130). Была попытка отождествить это название с тюркским сочетанием «хан-балык» (ханский город), встречающимся по отношению к части города Итиля у Ибн Русте и Гардизи (Zajaczkowski 1947. S. 550-551; Hudud. P. 454). Однако Б. Н. Заходер, а затем А.П. Новосельцев подвергли сомнению эту версию, поскольку Ибн Хордадбех, автор «Худуд ал-‘Алам» и Йакут выделяли этот город как отдельный (Заходер 1962. С. 170-175; Новосельцев 1990. С. 129). Прибавим к этому, что Ибн Хордадбех не знал названия «Итиль». М.Г. Магомедов предлагал соотносить Хамлидж с одним из городищ на р. Сулак (Магомедов 1983. С. 51).

39 Река, текущая из страны славян и впадающая в Каспий, — собирательный образ восточноевропейских рек, соединявших земли восточных славян и Каспий. Реальные данные относятся только к впадению Волги в Каспий (Калинина 20006; Коновалова 2000).

40 Город, располагавшийся, по данным арабских источников, к северу от Дербента и бывший, по утверждению ал-Мас4уди, древней столицей Хазарии (Мас’уди/Танбих. С. 62). О его местоположении идут споры. Многие ученые предлагали отождествить Баланджар с Варачаном армянских источников. И. Маркварт считал, что Баланджар находился на берегу одного из притоков р. Койсу; В.Ф. Минорский — в районе реки и села Башлы; М.И. Артамонов — в городе Итиле в низовьях Волги; А.П. Новосельцев — в нижнем течении р. Уллучай. Наиболее распространено мнение о местоположении Баланджара на побережье р. Сулак, у села Чир-Юрт в Дагестане. В.Г. Котович, не отождествляя Варачан и Баланджар, полагал, что последний располагался близ совр. с. Белиджи. Эта идея имела сторонника в лице 3.М. Буниятова (историографию см.: Новосельцев 1990. С. 122-125).

41 Этот город исследователи, начиная с И. Маркварта, идентифицируют с Итилем; точнее, с его «белой» частью, поскольку ал-байда сопоставляется по значению с тюркским словом «белый» (Marquart 1903. S. 19; Hudud. P. 454; Заходер 1962. С. 193; ZA I. S. 116. Ods. 112; Golden 1980. Vol. I. P. 225; Ludwig 1982. S. 251-259). Археологи не предлагают идентификации с каким-либо археологическим памятником (Плетнева 1986. С. 29). Есть мнение, что ал-Байда может быть отождествляема с Самандаром, если толковать это название как «белый город», исходя из среднеперсидского языка (Новосельцев 1990. С. 126-128). По поводу возможного расположения города см. также работу с обзором точек зрения (Goldelman 1998/1999. Р. 63-71), где высказано предположение, что город ал-Байда идентичен Саркелу, располагавшемуся, по мнению автора, на левобережье Дона.

42 Ал-Бухтури — сирийский поэт (ум. 284/897). В отрывке восхваляется командующий халифскими войсками Исхак ибн Кундадж ал-Хазари. Саму фразу ал-Бухтури Н.М. Велиханова переводит следующим образом: «Уважение в Ираке возросло к тому, кто заключил договор (ахд) в Хамлидже или в Баланджаре» (Ибн Хордадбех 1986. С. 109). М.Я. Де Гуе и Т. Левицкий в своих переводах ближе к приведенному выше (Ибн Хордадбех. Р. 95; ZA I. S. 73).

43 Исследователи давно предполагали, что слово ар-разанийа является арабским аналогом персидского термина ар-рахданийа, который встречается в сходном фрагменте книги Ибн ал-Факиха. Словосочетание ар-рахданийа восходит к персидскому рах-дан — «знающие пути», что относилось к странствующим торговцам. Поскольку Ибн Хордадбех был по происхождению персом, такое предположение более чем основательно (Reinaud 1848. P. LVIII; Marquart 1903. S. 24, 350; ZA II-1. S. 77; Куник, Розен. Ч. I. С. 142; Jacobi 1971. S. 252-264; Jacobi 1976. S. 177-179). Другая распространенная точка зрения состоит в том, что название производится от топонимики Ирака и Ирана, где известны многочисленные поселки с соответствующим населением, в названиях которых имеется формант «разан»: это три области в восточной части ас-Савада (совр. южный Ирак), область в Фарсе, области по Евфрату и т.д. (Ибн Хордадбех 1865. Р. 512-513; Gil 1974. Р. 314-322; Ибн Хордадбех 1986. С. 39). Есть также предположение о том, что слово «ар-разанийа» имеет западноевропейскую этимологию и восходит к латинскому nautae Rhodanici, т.е. «купцы с Роны» (Simonsen 1907. Р. 141-142; Lombard 1971. Р. 290). Это предположение базируется на том, что Ибн Хордадбех очерчивает пути следования еврейских купцов начиная с запада, точнее, «из Франции или Испании в Западное море». Это, однако, не совсем точно, т.к. таким образом очерчен путь по суше, начинается же фрагмент как раз с обратного утверждения — что «они путешествуют с востока на запад и с запада на восток по суше и по воде», затем перечисляются предметы вывоза, которые интересуют купцов на западе. Базы же еврейских купцов существовали как на Роне, так и в Ираке, Иране, в Северной Африке и многих других местах.

44 Арабские географы, как правило, не отождествляли русов и славян. Представление Ибн Хордадбеха об их идентичности возникло вследствие интенсивной торговой деятельности русов в славянском мире и политической связи верхушки русов со славянской знатью. Фрагмент об этнической принадлежности купцов-русов имеет большую историографию. В прошлом веке его активно привлекали историки, обсуждавшие вопрос происхождения Древнерусского государства. Отрывок привлекался также исследователями, обращавшимися к истории торговых связей Древней Руси (Савельев 1847; Бартольд 1963б; Заходер 1967; Новосельцев 2000а; Ибн Хордадбех 1986. С. 38-42; Калинина 1986: Коновалова 2006б).

45 Речь идет о франкских (каролингских) мечах, популярных на Ближнем Востоке. Они производились в Германии и Фландрии, оттуда вывозились в страны западных славян, далее через Краков попадали в земли восточных славян.

46 Здесь, вероятно, подразумевается пролив Босфор и Мраморное море как часть Средиземного моря (хотя Мраморное море Ибн Хордадбех называет Понтом).

47 В пригороде Константинополя, примерно в 2 км от северных стен столицы, на европейском берегу Босфора близ его входа в Мраморное море и в залив Золотой Рог, существовал квартал св. Маманда для послов и купцов из Руси.

48 Конъектура издателя. Одна рукопись сохранила форму нис, другая — некое сочетание букв без диакритических знаков. В переводе М.Я. де Гуе приводит слово «Танаис» (Ибн Хордадбех. Р. 115). Однако еще В.Р. Розен отмечал, что выбранная М.Я. де Гуе конъектура не соответствует принятой в арабской графике передаче греческих букв, поскольку греч. «тау» передается через эмфатическое «та» (Куник, Розен. Ч. I. С. 130. Примеч. «а»). Написание названия «Танаис» через эмфатическое «та» (Т.нис) встречается в трудах ал-Хорезми, Ибн Русте. Ряд исследователей предлагал вместо неясного наименования реки читать «Итиль», хотя графически эта конъектура имеет мало сходства с сохранившимися вариантами. Ученые исходили из описания этой реки как впадающей в Каспий, соотнося ее с Волгой. Однако следует иметь в виду слабую осведомленность Ибн Хордадбеха относительно речной системы Восточной Европы (Новосельцев 2000а. С. 363; Калинина 1986. С. 79-80; Коновалова 2000. С. 129). Можно полагать, что сохранившиеся в рукописях знаки отметили характерное для арабов окончание греческого названия реки нис. Имея в виду знакомство Ибн Хордадбеха с античной географической традицией, можно полагать, что был назван все-таки Танаис — Танис, но не в той конъектурной форме, что была предложена М.Я. де Гуе, и не тот реальный Танаис — Дон, который отлично знали античные авторы, а совершенно абстрактный для арабов водный путь, шедший из «славянских земель» в Каспий — торговую артерию, неведомую Ибн Хордадбеху в действительности, а известную понаслышке и по книжной традиции.

49 Это указание объясняет, почему Ибн Хордадбех считал купцов-русов «видом» славян: действующие в Восточной Европе и, в частности, на территории формирующегося Древнерусского государства в IX в. купцы должны были владеть славянским языком.

50 Джизья — подушная подать, взимаемая с иноверцев за оказываемое арабскими властями покровительство. Поэтому Ибн Хордадбех и подчеркивает, что купцы-русы выдают себя или в действительности являются христианами. В противном случае они платили бы десятину с дохода купца — ушр, что было бы существенно больше (Hrbek 1968).

51 Следующий абзац о пути торговцев по суше относится уже не к купцам-русам, а продолжает рассказ об иудейских торговцах, что в свое время дало повод считать рассказ о русах-купцах «странной вставкой» (Бартольд 1963б. С. 826). Тем не менее в этой вставке есть известная логика: нигде больше, во всяком случае в сохранившемся варианте труда Ибн Хордадбеха, нет более удобного места для рассказа о торговых маршрутах (Коновалова 20066. С. 19-21). Что же касается самой цитаты о пути еврейских купцов по суше, то она интересна тем, что упоминает торговые маршруты по землям славян, хазар и Центральной Азии.

52 Сус ал-Акса — «Дальний Сус», порт на атлантическом побережье Марокко.

53 Город в Палестине, к востоку от Яффы.

54 Город в Ираке.

55 Город в юго-западном Ираке.

56 Провинция на юго-западе Ирана.

57 Провинция на юго-западе Ирана.

58 Область к западу от нижнего течения реки Инд.

59 Ар-Румийа — Италия или Византия. М.Я. де Гуе избрал вариант Венской рукописи ар-Румийа (см. также: ZA I. S. 140. Ods. 176). Оксфордская рукопись приводит форму Арминийа. Если принять вариант Оксфордской рукописи, то путь еврейских купцов ар-разанийа пройдет «позади Арминийи к странам славян», что соответствует данным нумизматики, показывающим расположение кладов от Северной Африки через Сирию и Малую Азию в Закавказье и далее в районы Восточной Европы, — путь, особенно развитый в конце VIII — начале IX в. (историографию см.: Калинина 1986. С. 78-79). Однако эта гипотеза вызвала критику как малореальная (Назаренко 2001. С. 98-112).

60 «Страна ас-сакалиба» или «область ас-сакалиба», т.е. славян: в тексте стоит слово балад, дающее оба значения. Если принять вариант предыдущего предложения как путь «позади Арминии», то, по-видимому, речь должна идти о восточных славянах и пути из Закавказья по черноморскому побережью, Приазовью, рекам Дон, Сев. Донец, через переволоку на Волгу, далее в Каспий и земли Средней Азии. Если же принять вариант Венской рукописи и иметь в виду путь «позади Византии» или Италии, то намечается дорога через Регенсбург-Краков-Киев и далее в Хазарию и на Каспий (Назаренко 2001. С. 98-112).

61 Крупный торговый центр в восточной части Хорасана (близ совр. Вазирабада в Афганистане).

62 Араб. Мавераннахр («то, что за рекой») — территория между реками Сырдарья и Амударья.

63 Вурт или Йурт — конъектура, подразумевающая тюркский корень со значением «город», «столица» токуз-огузов (Zeki Validi Togan 1937. S. 7. Anm. 5; ZA I. S. 141, Ods. 178).

64 Страну франков арабы называли Фиранджа.

65 Фрагмент передает античную традицию, согласно которой Земля делилась на обитаемые и непригодные для жизни 4 четверти. В обитаемой части названа Европа (Уруфи), в которой представлены современные автору страны и народы, в том числе славяне. Одна из четырех частей названа античным термином «Скифия», но представлены там также земли, вполне современные автору, в том числе хазар.

66 Горный проход между Меккой и Мединой.

67 Город в Сирии на р. Оронт.

68 Горы в Северной Сирии.

69 Гора в Сирии.

70 Древняя Арсамосата на левобережье Евфрата.

71 Древний город Кари (Еарной Калак), откуда и арабское искажение — Каликала (совр. Эрзерум в восточной Турции).

72 Во всех ранее встречавшихся случаях Ибн Хордадбех называл морем Хазар Черное море. Однако в данном фрагменте подразумевается Каспий. По всей вероятности, сведения получены автором из различных источников.

73 Арабское наименование Кавказа (ал-Кабк) происходит от сасанидского названия Кавказа Куст-и Капкох. Весь фрагмент призван показать свойственную арабской географии идею о единой горной цепи, охватывающей обитаемую Землю.

Прокрутить вверх