Баварский географ

1 В латинском тексте — либо urbs, либо civitas. Имеются в виду, очевидно, укрепленные родоплеменные поселки.

2 Перечислив славянские племена, непосредственно соседившие с восточными границами Франкской державы (эти данные были заимствованы из какого-то источника, близкого к франкской имперской анналистике), «Баварский географ» переходит к народам «второго эшелона», а также находившимся еще дальше, в глубине континента.

3 Т.е. «восточные ободриты» — одно из славянских племен, населявших Карпатскую котловину до появления там на рубеже IX-X вв. венгров. По названию явно противопоставлены «северным ободритам» (Nortabtrezi) — славянскому племенному союзу на крайнем юго-западе Балтики, поименованному в первой части записки.

4 Возможно, тождественны названным ниже дадошешанам.

5 Соседство в записке с бужанами дает известный повод соотнести этих «цвирян» с гидронимом Свирь в верховьях Днестра.

6 Весьма вероятно, имеются в виду те селившиеся в верховьях Западного Буга «бужане», которые упоминаются в «Повести временных лет» (ПСРЛ 1. Стб. 11; 2. Стб. 8).

7 Тождественно названию родины Пржемысла, легендарного прародителя чешских князей — Ztadici (Cosm. I, 5. P. 15), хотя речь идет скорее всего лишь об омонимии, столь нередкой в славянской этнической номенклатуре.

8 Не исключено тождество с уличами древнерусских источников (ПСРЛ 1. Стб. 13; 2. Стб. 9; НПЛ. С. 109). Главной сложностью при такой распространенной интерпретации (восходящей еще к П.Й. Шафарику: Rudnicki 1958. S. 194; Горский 1997. С. 274; и др.), является наличие носового и в корне, так как этимология др.-русск. уличи как именно слав. *qglici «угличи, обитатели местности под названием Угол» (Трубачев 1961. С. 186-190; q передает славянский носовой о, утраченный в восточнославянских диалектах, вероятно, не позднее первой половины X в.) далеко не безупречна (Назаренко 1993. С. 26-28. Коммент. 28).

9 Возможно, «гибридный» греко-славянский этноним (греч. επτá «семь» + слав. *rodь-ci), обозначающий ту группу нижнедунайских славян, которых византийский хронист Феофан называл «семью родами» (επτá γενεα: Theoph. P. 359; Чичуров 1980. С. 120-121. Коммент. 300).

10 Племя, очевидно, тождественное тем «лендзянам» (Λενζανηνοι/Λενζενíνοι), которые упоминаются в середине X в. у Константина Багрянородного (Const. De adm. 9, 37. P. 56, 168; см. также том II Хрестоматии). Название происходит от слав. *ledo «невозделанная земля, ляда»; от этого этнонима, после утраты носового е, — и древнерусское название поляков «ляхи» (< слав. *led-xъ). Следовательно, лендзяне-«лендисы» обитали где-то неподалеку от русско-польского пограничья. Упоминание Lendizi в «Баварском географе» наряду с Busani делает авторитетное отождествление лендзян с восточнославянскими волынянами (Wasilewski 1976. S. 181-194; Конст. Об упр. имп. С. 390. Коммент. 15 [Б.Н. Флоря]) маловероятным, если, конечно, следовать древнерусскому летописцу в том, что бужане — это более раннее название волынян (ПСРЛ 1. Стб. 11; 2. Стб. 8). А.А. Горский избегает этой трудности, помещая Lendizi-лендзян на востоке Волыни (Горский 1997. С. 275-276), но в таком случае становится труднообъяснимым перенос этого племенного названия на поляков-«ляхов». Вопрос остается открытым; подробнее см.: Назаренко 1993. С. 31-34. Коммент. 38; он же 2001а. С. 401-404.

11 Даже и терминологически «королевство цериванов» выделено из всех славянских племенных территорий, именуемых regiones. Убедительной локализации и идентификации этого загадочного славянского этникона нет (см. обзор: Назаренко 1993. С. 34-35. Коммент. 40). Бесспорно, что «Баварский географ» имеет в виду какую-то славянскую этноге-нетическую традицию (т.е. предание о происхождении славян). Но какую? Единственная определенно известная традиция такого рода — свидетельство «Повести временных лет», что первоначально славяне обитали «по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска» (ПСРЛ 1. Стб. 5; 2. Стб. 5). Сопоставление сказанного в «Баварском географе» о Zerivani с этими летописными данными тем более правомерно, что последние являются составной частью так называемого «Сказания о преложении книг на славянский язык». В таком случае, весьма вероятное мораво-паннонское происхождение «Сказания» (Истрин 1931. С. 308-332; Шахматов 1940. С. 80-92; Флоря 1985. С. 121-130) соотносилось бы с гипотезой о происхождении части информации «Баварского географа» из круга моравского архиепископа св. Мефодия. Мало ясности вносит в вопрос сопоставление данных «Баварского географа» с рассказом арабского писателя X в. ал-Масуди о «племени велиняне», которое было «корнем из корней славян» и проч. (Ковалевский 1973. С. 70-71; Горский 1997. С. 277-278), так как сведения ал-Масуди о «велинянах» (в том числе и само чтение «велиняне»: Бейлис 1989. С. 57-58) неоднозначны и сами нуждаются в истолковании.

12 Ср. Brizani, которых немецкий хронист Хельмольд называет рядом со стодоранами-гаволянами (Helm. I, 37, 89. Р. 72-73, 174) в качестве насельников территории между Эльбой и ее правым притоком Хафелем. Если такое сопоставление, а также наша интерпретация следующего этнонима верны, то между Zerivani и Prissani в «Баварском географе» пролегает разрыв в порядке перечисления народов — такой же, как между Ungare и Vuislane.

13 Наиболее естественным выглядит сопоставление со слав. *Vе1unьсь, как в «Великопольской хронике» начала XIV в. (Welunecz: Chron. Polon. m. 8; Вел. хрон. С. 65) назван знаменитый торговый центр славян близ устья Одера, по другим источникам известный под названиями Волин, Юдин, Юмно и др. (Назаренко 1993. С. 36. Коммент. 43). Менее вероятно отождествление с летописными волынянами, населявшими область к востоку от верховьев Западного Буга (Горский 1997. С. 277-278; историк будто забывает, что запад Волыни он уже «отдал» бужанам-Busani, а восток — лендзянам-Lendizi).

14 Едва ли подлежит сомнению, что имеется в виду балтский племенной союз пруссов, населявший область к востоку от Нижней Вислы. Если так, то перед нами — первое упоминание пруссов в письменных источниках.

15 Правый приток Дуная, образовываший восточную границу собственно баварских земель; далее на восток лежала Баварская восточная марка, которая в IX в. была населена преимущественно славянами. Сравнение с расстоянием «от Энса до Рейна» (естественно, в верховьях последнего) выдает южнонемецкое происхождение составителя второй части «Баварского географа».

16 Т.е. какие-то «белые beire» (< д.-в.-н. wizzun «белые»); возможно, впрочем, что речь идет о двух отдельных этнонимах, и в таком случае можно думать о сопоставлении с финским народом весь (ПСРЛ 1. Стб. 4, 11, 20; 2, Стб. 4, 8, 14) между Балтикой и Верхней Волгой, современными вепсами. Ср. комментарий к Wizzi Адама Бременского. Название beire остается загадочным; см.: Назаренко 1993. С. 37-40. Коммент. 40.

17 Хазары; государство хазар (Хазарский каганат) во второй половине IX в. занимало степные пространства между Нижней Волгой и Нижним Днепром (Новосельцев 1990). В качестве исключения предпочитаем транслитерацию «кациры», а не «касиры», учитывая вероятное влияние традиционной книжной графики, восходящей к греческому написанию с ζ.

18 Несомненно, имеется в виду какое-то этническое или политическое образование под названием «русь». Соседство с хазарами при перечислении заставляет помещать его скорее всего в Среднем Поднепровье. О вероятных путях проникновения информации о народе русь в Южную Германию см. выше во введении к «Баварскому географу». Огласовка этнонима — Ruzzi с корневым и совпадает с огласовкой в примерно современном «Баварскому географу» упоминании топонима Ruzaramarcha (в Баварской восточной марке; зафиксирован грамотой восточнофранкского короля Людовика II Немецкого от 862/3 г. и восходит к д.-в.-н. *Rûzâra «русь»: Назаренко 1993. С. 52-58; уточненная локализация: Назаренко 2003а. С. 51-56). Этот факт обращает на себя внимание особенно в связи с достаточно ранней датировкой памятника. Если исходить из распространенного в науке предположения о древнескандинавском прототипе имени «русь» с корневым о (др.-сканд. *rор-, где p передает межзубный глухой спирант — например, как в английском слове both), то придется признать, что среднеднепровская первоначально скандинавоязычная русь очень быстро, уже к середине IX в., перешла к славяноязычной форме самоназвания (в славянских диалектах о был открытым звуком, поэтому для передачи иноязычного закрытого о здесь пользовались слав, и), т.е. стремительно ассимилировалась славянским окружением (Назаренко 2002. С. 19-22).

19 Одно или два названия? В любом случае речь идет, похоже, об этнониме (этнонимах) германском (германских) по языковой принадлежности; это, конечно, не значит, что он не мог прилагаться «со стороны» к какому-то славянскому племени. Популярное сопоставление с восточнославянскими древлянами, исходящее из сближения с д.-в.-н. forist «лес» (Horak, Travniсek 1956. S. 44-45; Горский 1997. С. 278; и мн. др.), лингвистически несостоятельно, так же как фантастическое толкование И. Херрманна (Херрманн 1988. С. 167, 169. Примеч. 1), который усматривал в Forsderen liudi глоссу к Ruzzi со значением «vordere Leute», т.е. «главные люди» (< д.-в.-н. fordaro «первый, передний»). См.: Назаренко 1993. С. 43. Коммент. 49.

20 Этноним логично было бы возвести к слав. *Lqcolьje < слав. lqka «лука, луговое пространство в излучине реки» и связать с др.-русск. Лукоморие (название области на морском побережье неопределенной локализации), но этому препятствует тот факт, что в остальном «Баварский географ» исправно передает славянские носовые (Назаренко 1993. С. 45. Коммент. 52). Обращает на себя внимание, что Lucolane открывает собой группу славянских по форме этнонимов, в которых суффикс слав. *-jane передан не в латинизированном виде -ani, как в предыдущей части записки, а в более приближенной к славянскому оригиналу — -аnе.

21 Несомненно, имеется в виду венгерский племенной союз, который во второй половине IX в. занимал земли так называемого «Ателькузу» в междуречье Южного Буга и Прута (Const. De adm. 38, 40. P. 172, 174, 176).

22 Западнославянское племя вислян в верховьях Вислы с центром в Кракове. Перечисление народов делает географический скачок от Северного Причерноморья к Повисленью.

23 Западнославянское племя в Силезии, в верховьях Одры (Одера). Название этимологически тождественно названию Силезии: ср. носовой, еще звучащий в польск. Slask «Силезия».

24 Западнославянское племя лужичан, селившееся по среднему течению реки Шпре (Спревы) в районе современного немецкого города Котбус. Потомки лужичан сохранились как самостоятельный народ до настоящего времени.

25 Западнославянское племя в Силезии, на левобережье Одры (Одера).

26 Мильчане — одно из племен западнославянского сербо-лужицкого племенного союза; селилось вокруг племенного центра Будышин (современный немецкий город Баутцен).

27 Здесь в рукописи лакуна в 4-5 знаков; скорее всего пропущено какое-то слово со значением «область, земля», так как последующее Fraganeo грамматически представляет собой древневерхненемецкую форму родительного падежа множественного числа, что и отражено в переводе.

28 Топонимия типа русск. Лупоголова распространена по всему славянскому ареалу.

29 Очевидно, надо связать с польским топонимом Opole на Верхней Одре.

30 Силезское племя в Опавской котловине; возможно, этноним этимологически родствен названию балтского племени галиндов (др.-русск. голядь).

Также может быть интересно:  Матфей, епископ Краковский. Послание к Бернарду Клервоскому
Оцените статью