Рогожский летописец: О войне и о битве на реке Воже

О войне и о битве на реке Воже

  Тем же летом [1378 г.] поганый ордынский князь Мамай, собрав множество воинов, послал рать во главе с Бегичем на великого князя Дмитрия Ивановича и всю землю Русскую. Узнав об этом, великий князь Дмитрий Иванович собрал множество воинов и пошел против них с большим войском. И переправившись через Оку, вступил на Рязанскую землю и встретился с татарами у реки Вожи, и противники стояли, разделенные рекой. Немного дпей спустя татары переправились на другую сторону, хлестнули своих коней и быстро понеслись, выкрикивая боевые кличи и горяча коней, и поскакали рысью и напали на наших. И ударили по татарам с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны — князь Данила Пронский, а великий князь ударил в лицо. В тот же час татары побросали свои копья и побежали обратно, за реку Вожу, а наши — за ними, и били их, секли и кололи, и убивали их множество, а иные из них утонули в реке. И вот имена убитых князей: Хазибей, Коверга, Карабалук, Костров, Бегичка.

  И потом наступил вечер, и зашло солнце, и свет померк, и настала ночь, и была тьма, и нельзя было гнаться за татарами по ту сторону реки. А на другое утро был непроницаемый туман, и татары все бежали, не останавливаясь, с вечера и всю ночь. А великий князь утром, уже перед обедом, пошел следом за татарами и погнался за ними, далеко убежавшими, и нашел в поле поваленные их жилища и шатры и вежи, и юрты, и алачуги и телеги их, а там бесчисленное добро, все брошено, а самих нигде нет, побежали в Орду. И великий князь Дмитрий Иванович возвратился оттуда в Москву с большой победой и распустил войско с богатой добычей. Тогда был убит Дмитрий Монастырев и Назар Данилов, сын Кусакова. Это сражение случилось месяца августа в 11-й день, на память святого мученика дьякона Евпла, в среду вечером. И помог бог великому князю Дмитрию Ивановичу одолеть в бою и победить врагов своих и прогнать поганых татар. И были посрамлены окаянные половцы, возвратившиеся с позором и без успеха нечестивые измаилтяне. Побежали они, гонимые божьим гневом, прибежали в Орду к своему царю, а, главное, к пославшему их Мамаю. Ибо царь, который в то время правил ими, ничем не владел и не смел ничего делать без Мамаева слова, и Мамай держал над всеми власть и всем владел в Орде. И увидел Мамай бессилие своей дружины, прибежавшей к нему, и узнал, что многие князья и вельможи, и алпауты его убиты и многие воины его погибли, и сильно разгневался и разъярился. И той же осенью, собрав оставшееся войско свое и присоединив к нему множество воинов, быстрым набегом втайне пошел на Рязанскую землю. А князь Олег не был готов и не вышел против них на бой, а бежал из своей земли, бросив свой город, и укрылся за Окой. И татары пришли и захватили город Переяславль Рязанский и сожгли его, и прошли войной волости и села, и многих людей убили, а иных повели в плен и возвратились в свою землю, совершив много зла.

Читать:  Рогожский летописец

  Тем же летом, когда была битва на Воже с Бегичем, поймали среди татарских воинов некоего попа, пришедшего из Орды, Ивана Васильевича, и нашли у него мешок колдовских трав, и допросили попа и долго пытали, а потом послали его в заточение на Лаче озеро, где был Даниил Заточник.

  Той же зимой в Филиппов пост, месяца декабря в 5-й день, на память святого отца Саввы, в воскресенье, утренней порой было знамение на небе: луна потускнела, окрасилась в цвет крови и остановилась, а потом начала светлеть с южной стороны, а на восточной стороне становиться все темнее, и потом вновь засияла обычным своим светом.

  В лето 6887 [1379 г.] Благовещенье святой богородицы пришлось на Пасху. Пишу об этом потому, что не часто так бывает, но редко. С нынешних пор, не считая того лета, до самого второго пришествия будет только один такой год.

  Тем же летом поехал из Москвы в Царьград на митрополию архимандрит Михаил, по прозвищу Митяй, наместник Алексея митрополита. И выехал из Коломны и переправился за реку Оку месяца июля в 26-й день, после дня Бориса и Глеба, в память святого мученика Ермолая, во вторник. Но не сбылась мечта Митяева и не случилось ему быть митрополитом на Руси: не достигнув Царьграда, он преставился в море на корабле и был привезен мертвым и похоронен в Галате. Это преславное явление показал бог неизреченными его судьбами. И говорит апостол: «Никто сам собою не завладеет почестями, но лишь тот, кто призван богом». Все епископы и пресвитеры, и игумены, и монахи, и священники не хотели, чтобы Митяй стал архимандритом, один великий князь хотел этого. А Митяй надеялся на княжескую любовь, но забыл, что сказал пророк: «Лучше надеяться на бога, чем надеяться на князя». А кто думает по-другому, не может сопротивляться божьим судьбам, ибо бог наводит на них многочисленные скорби и за наши грехи предает их в руки немилостивым и жестоким пастухам, но не до конца гневается господь, не вечно враждует. Не только по грехам нашим воздает нам, ибо говорит: «Просите — и дастся вам», и еще говорит: «Призовите меня, и услышу вас, просите и получите». И все епископы и пресвитеры и священники просили и молили бога, чтобы не позволил быть Митяю митрополитом, что и случилось. И услышал бог скорбь людей своих, не дал ему стать пастырем и митрополитом на Руси.

Читать:  Рогожский летописец: Об Алексее митрополите

  Тем же летом отправился в Царьград и суздальский епископ Дионисий на судах по Волге к Сараю. Прежде великий князь запретил Дионисию идти в Царьград с Митяем, чтобы Дионисий в Царьграде не помешал по-ставлению Митяя. Но Дионисий перехитрил великого князя: дал ему слово не ходить в Царьград с Митяем, а поручился за Дионисия князю великий игумен Сергий. И выждав немного времени, Дионисий изменил своему слову и, не теряя более ни одного дня, отправился в Царьград одновременно с Митяем, только другим путем. Митяй посуху отправился к Орде, а Дионисий — Волгою на судах к Сараю.

  Тем же летом, месяца августа в 30-й день, на память святого мученика Феликса, во вторник до обеда, в четвертом часу дня был казнен Иван Васильев, сын тысяцкого: по повелению великого князя Дмитрия Ивановича ему отрубили голову на Кучкове поле возле крепости Москвы. В том же году месяца сентября в 11-й день, в воскресенье, преставился князь Семен — дитя великого князя Дмитрия Ивановича.

Читать:  Ибн Хальдун. Книга назидательных примеров

  В том же году игумен Сергий, преподобный старец, поставил церковь во имя святой богородицы, честного ее Успения, и украсил ее иконами и книгами, и монастырь устроил, и построил кельи на реке Дубенке на Стромынке, и монахов собрал и одного пресвитера вывел из большого монастыря, из великой лавры, именем Леонтия, его и поставил, и он стал игуменом в том монастыре. А освящена была та церковь той же осенью месяца декабря в 1-й день, на память святого пророка Наума. Этот монастырь Сергий построил по велению великого князя Дмитрия Ивановича.

  Той же зимой великий князь Дмитрий Иванович, собрав множество воинов, послал с ними своего брата князя Владимира Андреевича и князя Андрея Ольгердовича Полоцкого, и князя Дмитрия Михайловича Волынского, и иных воевод и вельмож, и бояр многих. И месяца декабря в 9-й день, в пятницу, отправил эту рать против литовских городов и волостей. И они, встретившись с врагом, захватили города Трубчевск и Стародуб и иные многие земли и волости, и села. И все наши воины, русские полки, были целы, вернулись в свои дома с богатой добычей. Трубчевский князь Дмитрий Ольгердович не вышел на бой, не поднял руки против великого князя и не бился, а выехал из города с княгиней своей, с детьми и с боярами своими, и приехал в Москву к великому князю Дмитрию Ивановичу, бил ему челом и признал его власть. И великий князь принял его с великой честью и с любовью и дал ему город Переелавль со всеми пошлинами. Той же зимой вятичи, отправившись воевать в Арскую землю, побили, разбойников ушкуйников и воеводу их Рязана схватили и убили.

  В лето 6888 [1380 г.] месяца июня в 15-й день, в воскресенье, была освящена соборная церковь во имя святой Троицы в городе Серпухове, что построил христолюбивый князь Владимир Андреевич. В том же месяце, несколькими днями раньше, упала каменная церковь в Коломне, подведенная уже под купол, ее строил великий князь Дмитрий Иванович.

             

Оцените статью
( Пока оценок нет )
История России