К началу X века отношения Древнерусского государства с Византийской империей представляли собой урегулированное состояние «мира и любви».
В 907 году князь Олег во главе большого войска выступил в поход на Царьград. Он задумал мечом утвердить на византийских границах свои политические и торговые притязания. Собрав в своем войске силы всех подчиненных Киеву племен и заручившись поддержкой союзников — варягов и тиверцев, князь двинулся против греков «на конях и на кораблях». Неизвестно, какой по размеру была его конная дружина, но в морском переходе участвовало 2000 судов. Когда русские ладьи приблизились к Константинополю, оказалось, что вход в залив Золотой Рог перегорожен толстой цепью: в случае опасности ее поднимали со дна моря. Не сумев войти в гавань, Олег велел поставить свои корабли на деревянные колеса и поднять на них паруса. Как сообщает предание, русские ладьи по суше, как по морю, подошли к стенам Константинополя.
Переговоры с Царьградом. Греки выслали к Олегу парламентариев, которые сказали: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь«. Олег прекратил военные действия. Далее в «Повести временных лет» говорится, что «вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено«. Прозорливость правителя руссов поразила и испугала византийцев. Они начали «мира просить«, умоляя Олега «не воевать Грецкие земли«. Князь потребовал от Константинополя восстановить ежегодную выплату дани Руси, а для войска — огромную контрибуцию: по 12 гривен на человека на 2000 кораблей, «а в корабле по 40 мужей«.
Договор 907 года. Договор 907 года восстановил мирные отношения между Византией и Русью и определил порядок взаимоотношений в области дипломатическихотношений и торговли двух стран. Византийцы обязались выплачивать ежегодную дань Руси как своему союзнику. Отныне русские послы брались в империи на полное содержание: им предоставлялись кров, транспорт, пища, провожатые на пути в Константинополь и обратно, возможность пользоваться банями. Русским купцам, ведущим торговые операции, давалась «месячина»: в течение 6 месяцев они могли бесплатно получать хлеб, мясо, рыбу, вино и овощи. При этом местные власти определили им местожительство в предместье Константинополя у церкви Святого Мамонта и проводили перепись купцов, дабы под видом них в город не проникли враги.
Возвращение в Киев. Император Лев VI и его сановники, утверждая договор, целовали крест, а Олег «с мужами его» «клялись своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота«. И так «утвердили мир«. Олег в знак победы повесил свой щит на воротах Константинополя, а затем пустился в обратный путь, обремененный богатой добычей: золотом и серебром, дорогими тканями, предметами искусства и драгоценными сосудами. Народ дивился, видя его богатство и славу, предполагая, что князь наделен счастливым даром предвидеть воинскую удачу. С этого времени Олега стали называть Вещим.
Удержание «бывшей любви». Весной 911 года Олег отправил в Константинополь послов для составления письменного соглашения с империей. 2 сентября они заключили договор, текст которого вошел в «Повесть временных лет». Посланцы князя Олега выступили «от роду русского» по воле верховного правителя и «всех сущих» под рукою Олега, вновь подтвердив «мир и любовь» Руси и Византии. Договор был составлен «о двух хартиях» — на греческом и славянском языках.