Первокрестительница Русской земли

  Перейдя в новую веру, княгиня Ольга сделала попытку обратить в христианство Русь. Хотя ей это не удалось, правительница осталась в народной памяти первокрестительницей Русской земли. В XVI веке церковь причислила ее к лику святых.

0030-7889840

  Перед отъездом из Константинополя княгиня Ольга пришла к патриарху Полиевкту за «благословением на дом». Неизвестно, просила ли киевская правительница светские и церковные власти Константинополя об учреждении русской епархии. Известно лишь, что греческий епископ вместе с ней на Русь не приехал. Вместо него в Киев отправился пресвитер, которого патриарх назначил Ольге в духовники.

  Святой Крест. Русская редакция «Проложного жития святой Ольги» сообщает, что в Византии правительница получила от патриарха Святой Крест. На нем существовала надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня«. По преданиям, крест был установлен в алтаре киевского Софийского собора. Ныне судьба бесценной святыни неизвестна.

0031-2662769  «Дары священные». По свидетельству некоторых поздних источников, греческий патриарх передал Ольге богослужебные книги, необходимую церковную утварь, иконы и «прочие священные вещи». В «Слове о том, как крестилась Ольга», созданном в XIV-XV веках, говорится, что патриарх «заповедал ей о церковном законе, и о молитве, и о посте, и о милостыни, и о воздержании«.

  Упорство Святослава. По возвращении на родину княгиня, понимая, что государственные интересы требуют упрочения христианства на Руси, попыталась обратить в Христову веру своего сына Святослава, который к тому времени вырос и возмужал. Однако тот хранил преданность язычеству. В «Повести временных лет» рассказывается, что «учила его мать креститься, он же не думал того и в уши принимать; но если кто хотел креститься, то не возбранял тому, но только насмехался над ним«. Святослава поддерживала дружина, знать и простой народ, чтивший обычаи предков. Позиция сына, который с начала 860-х годов стал истинным правителем Руси, не давала Ольге возможности сделать христианство великокняжеской верой. Княгиня смирилась. Ей оставалось только молиться за сына и за весь род русский, что она и делала «по вся нощи и дни«.

0032-9112447  Равноапостольная княгиня. Русская церковь называет Ольгу равноапостольной, то есть по своим подвигам приравненной к апостолам. В житийной литературе говорится, что после возвращения из Византии Ольга «обошла всю Русскую землю«, уничтожая капища и требища «бесовские» и «сокрушая» идолов. На самом деле, Ольга не прибегала к таким радикальным методам борьбы с языческим культом. Она избрала святой крест оружием своей духовной борьбы, символом «обновления» всей Русской земли — в этом церковные историки видят подвиг святой равноапостольной Ольги.

  Миссионерская деятельность. Подробный рассказ о миссионерской деятельности Ольги содержит житийная литература XVI века. Там сообщается, что княгиня на месте языческих капищ стала кресты святые ставить и строить храмы. «…Потом же стала ходить блаженная княгиня Ольга по градам и по местам и учить людей вере Христовой«, — рассказывается в сочинении «Память и похвала князю Владимиру». Вероятно, став христианкой, Ольга продолжала разъезжать по разным волостям, проповедуя ценности истинной веры. Особенно много преданий о пребывании Ольги сохранили Новгородская и Псковская земли.

Прокрутить вверх