Общий характер кампании 1914 г.

  Все европейские империалистические державы начали войну с широкими планами решительного наступления, имея в виду в самый короткий срок покончить с противником. Поэтому характер войны в этом году на всех фронтах был маневренный, обильный многими кризисами и катастрофами. Война велась с полным напряжением сил войск, находившихся в первые дни войны под влиянием шовинистического угара, и с щедрым расходом боеприпасов.

  Но окончить войну быстрым, молниеносным ударом при многомиллионных армиях, при обилии средств борьбы, при относительном равенстве сторон и при современном развитии техники не удалось. К концу года обе стороны убедились в том, что молниеносного окончания войны, когда вся Европа борется не на жизнь, а на смерть, ожидать нельзя и что война будет длительная. Кампания этого же года показала, какого огромного запаса средств и какого напряжения требует современная война.

  На Французском театре к половине ноября маневренные порывы обеих сторон истощились, фронт там стабилизовался, стороны закопались в землю, чтобы обеспечить свое положение и накопить новые средства для наступления. Этим они, совершенно не желая того, положили основание позиционной войне, под знаком которой в дальнейшем прошла вся европейская война до 1918 г.

  На Русском театре, где пространство не было так насыщено войсками и оставалась свобода для маневра, этот характер войны удержался до конца года.

  В зависимости от одновременно развивавшихся событий на главных театрах войны кампанию 1914 г. можно разделить на следующие главные периоды:

  1. С 4 по 25 августа. На Французском театре — наступательные попытки французов в Эльзас-Лотарингии; наступление германцев на Бельгию и сражение на северо-восточной границе Франции, или Пограничное сражение. На Русском театре — наступление русских: удачное для них Гумбинен-Гольдапское сражение и неудачное — начало Галицийской битвы.

На Балканском театре — первое наступление австро-венгерских войск против Сербии.

  2. С 25 августа по 5 сентября. На Французском театре — отступление войск Антанты к Марне и перегруппировка их.

На Русском театре — неудачное наступление 2-й русской (Наревской) армии и развитие Галицийской битвы.

  3. С 5 по 20 сентября. На Французском театре — Марнское сражение и отступление германцев. На Русском театре — очищение русскими Восточной Пруссии и разгром австро-венгерской армии в Галиции.

На Балканском театре — второе наступление австро-венгерских войск против Сербии.

  4. С 20 сентября до конца года. На Французском театре — борьба в Пикардии и во Фландрии. На Русском театре — операции на pp. Висла и Сан, в левобережной Польше, и Лодзинская операция.

На Балканском театре — борьба на территории Сербии.

  Дальнейшее последование будет объединено в соответствующих периодах по всем театрам с прибавлением одновременных операций на море и в колониях.

             

Прокрутить вверх