А.Ремизов. Летняя дорога
Заковали студеному Ветру колючие губы, не велели холодом дуть, и Мороз-Трескун, засыпанный снегом, сел отдыхать в холодном царстве на полночи.
Пришло теплое лето.
Забыто ненастье.
Все живет, все у земли копошится, кустом разрастается.
Медведь-пыхтун зашатался по лесу, а кузнечику — воля: стрекочи хоть всю ночь.
Пошли люди с косами с вострыми. Поспел сенокос.
И куда-то ни заглянешь, все-то словно невиданно: к каждому цветку наклоняешься, тронул бы всякую травку…
Хороша погода, украслива.
Гей! — подле ржи проходит Белун.
Какой белый, сам в белой рубахе, и от солнца не застится: оно ему любо. Из леса идет: без него, говорят, темно в лесу. Заблудишься, только спроси, Белун дорогу и покажет.
- Дедушка, на сенокос?
Не слышит. Где тут услышишь! Вот ступил на межу…
- Дедушка!
- Что тебе, родный? — Дед улыбнулся: и ему хорошо…
Идет Белун по меже, идет летней дорогой, ударяет клюкою: вспоминает ли старый стародавнее время, или далось ему на раздумье другое… наша русская доля?
Лязг косы звонче.
Стрекочет кузнечик.
Так до белого месяца лязг косы звонок.
Ходит по ниве Белун, наделяет добром.
Этот добрый дух — в некоторой степени позднейшее, уже земное и прозаичное воплощение доброго божества Белбога. Как и Белбог, Белун является старцем с длинной белой бородой, в белой одежде и с посохом в руках. Своим раскаленным посохом Белбог разгонял тучи, чтобы вывести на землю солнечный свет, ну а Белун является только днем, чтобы путников, заблудившихся в дремучем лесу, вывести на дорогу. У белорусов есть поговорка: «Темно в лесу без Белуна!»
Его также чтут как подателя богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам.
Порою он вдруг возникает в колосистой ржи с сумкой денег на носу, манит какогонибудь бедняка и просит утереть себе нос. Если тот исполнит просьбу, из сумы посыплются деньги а Белун пропадет с глаз. Поговорка: «Мужик с Белуном подружился» — означает, что кого то посетило счастье…
Белуну во многом родствен Белый дедушка — добрый, благосклонный к людям, помогающий им лесной дух, почитаемый на русском Севере. По описаниям, это седовласый мужчина высокого роста, с головы до ног закутанный в белые одежды.
Как водится, белый цвет одеяний обозначает принадлежность этого существа к иному миру к сонму потусторонних созданий.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»