«Ха-ха-ха, кого ведешь!»
Пошел раз мужик с женою сено косить. Он резво косой машет и быстро ушел вперед, а жена замешкалась.
Глядит — мужа и не видно впереди. Кричит ему:
- Подожди, батюшка! А он в ответ:
- Жду, иди поскорее!
Побежала молодка через все поле, а муж все никак не останавливается: идет да идет, машет да машет косой.
Луговина кончилась, лес начался, а мужик косит и косит, а баба за ним бежит да бежит.
Запыхалась, бедная, боится, что упадет сейчас замертво. Начала тихонько богу молиться, чтобы мужа остановил.
Вдруг слышит, из лесу кто-то громовым голосом спрашивает:
- Кого ведешь-то? А муж отвечает:
- Ха-ха-ха, кого ведешь! Бабу заблудил!
И вдруг сделался роста огромного, выше самых высоких деревьев. Идет вприпляс, в ладоши хлопает, а сам свое:
- Ха-ха-ха, кого ведешь! Бабу заблудил!
Только тут поняла молодка, что это Блуд ее в лес завел. Повернулась — и бегом бежать обратно.
А муж-то ее уже давно ищет. Навстречу спешит. Так бабенка, его завидев, не сразу поверила, что это он, истинно муж: трижды перекреститься заставила. Нечисть — она ведь креста боится!
Блуд — лесной житель, один из подручных лешего. По поверьям, люди не сами собой теряются в лесу — именно Блуд заманивает их и заставляет блуждать.
Обыкновенно является он под видом какого-то знакомого и предлагает показать дорогу. Кого заблудит Блуд, тот начнет скитаться, сбившись с дороги, и неизвестно, выйдет ли из лесу.
Знающие люди советуют, встретив Блуда, быстренько переодеть на себе всю одежду навыворот, а башмаки с правой ноги — на левую, с левой — на правую. Это хороший совет и для оберега от лешего. Нечисть тотчас признает за своего и отстанет. Еще говорят, что, когда найдут заблудившегося человека, нельзя с ним громко разговаривать, потому что он может принять спасителей за Блуда, убежать в лес — и тогда уже не вернется.
Лучшее средство избавиться от притязаний Блуда — прочитать молитву перед тем как войти в лес, зааминиться и три раза сказать: «Бог на помощь!«
Говорят, что именно Блуд возжигает на болотах и в чащобе блуждающие огни, которые признаются некоторыми людьми за огоньки селений и заводят их еще глубже в дремучий лес.
Впрочем, по более распространенным суеверным представлениям, блуждающие, болотные и светящиеся на могилах огни — это души усопших: удавленников, умерших неестественной смертью, погибших от запоя и т.д. Маячат огоньками и души тех детей, которые умерли некрещеными. Те синие огни, которые вспыхивают на могилах и курганах, разводят лесные русалки.
Блуждающие огоньки в лесах, на болотах, на кладбищах иногда указывают на зарытые там клады.
На месте, где лежит клад, можно увидеть свечку или золотого петуха. Тогда нужно сказать: «Чур, чур, свято место, — чур, божье да мое«.
Если этого не сделать, то клад уйдет в землю на большую глубину.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»