Деды (дзяды)

pred05_005-9663245

Праздник духов

  На родительской неделе подходит к деревне старик-слепец, а вместе с ним — поводырь. Возле кладбища старик остановился, потянул воздух ноздрями и спросил:

  - Никак костер запалили?

  - Запалили, дедушка, — отвечает поводырь. — Большой кострище посреди могил. А вокруг него люди собрались — пьют да закусывают. Не пойму — зачем среди дня костер жгут?

  - Да они же покойничков своих греют. Ныне праздник дедов. Прилетают их души из светлого Ирия, греются у костра, трапезу разделяют с живыми. Веди меня туда — будет нынче и нам много еды!

С.Городецкий. Предки

В космах зеленых, взлохмаченных Сад и не сад надо мной: Жизней истраченных

Сход вечевой.

Леший корявыми лапами Облако цепко схватил, Сапами, храпами

Темь огласил.

Скорчилась, вся искорявилась, Клен лешачиха сосет: Горечь понравилась,

Горькую пьет.

Пялится оком реснитчатым Пращур в березовый ствол: В теле крупитчатом

Язву нашел.

Штопать рогожи зеленые Щур на осину залез, Нитки лощеные

Тянет с небес.

Прадед над елкой корячится, Дед зеленя сторожит, Выглянет, спрячется,

Хвоя дрожит.

Предки меня не чураются, В космах зеленых снуют. В жизнь озираются,

В нежить зовут.

  »Пошел до дедов«, «гуляет с дедами«, — так говорят белорусы об умершем, твердо зная, что души покойников время от времени навещают своих живых родственников, прилетая «с того света». Причем «дедами» называются все усопшие — независимо от возраста. Для общения живых с неживыми установлены поминальные дни — от трех до шести раз в году. У славян обряд почитания дедов совершался весной на Радуницу — после Пасхи — или осенью. Угощали дедов и на Рождество, и под Новый год. Хозяева приготовляют яства, собираются за празднично накрытым столом, «кормят дедушек», выплескивая несколько ложек супа на пол и т.д. В поминальный день не работают крестьяне ни в поле, ни дома — иначе покойники могут отомстить за непочтение к себе.

  Совсем уж в старые времена дома тоже держали «дедов» — в виде деревянных небольших идолов, в «руки» которым была дана лучина.

  Вообще огонь в обряде почитания дедов играет немаловажную роль. Хозяин должен обойти с горящей лучиной сидящих за столом родичей и гостей, а позднее стали зажигать свечи в знак поминовения их душ, ибо трепет свечного огонька — знак трепета душевного.

  В дни почитания дедов некоторые храбрецы ухитряются даже увидеть мертвых — для этого нужно сесть на печь и смотреть через хомут. Но такие смельчаки сильно рискуют: существует поверье, что, увидев потусторонних пришельцев, скоро сам умрешь.

  Дедом украинцы и белорусы называли божество дома, хранителя домашнего очага.

  Есть где-то еще и Дед (Дедка) — покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошло поверье, что там, где в чистом поле неожиданно завиднеется огонь, хранится клад. При этом в народе говорят, что «Дедка горит».

  В несомненной связи с духами предков находится и образ Деда-Всеведа. Говорят, всю зиму он сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные на зиму запасы. Некогда он ходил по земле в образе старца и научал людей, как пахать и возделывать поля.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»

             

Прокрутить вверх