Жива (Жевана, Сева)

pred07_007-2815984

Почему славянки самые красивые

  Когда Род сотворил первых славян, он поручил богине Живе раздуть огонь жизни и вложить живые искорки в грудь каждого человека. Жива собралась взяться за это, однако ей не понравились лица, которыми Род наделил людей. И она быстренько переменила их, сделав женщину похожей на себя, а мужчину — на Дажьбога. С тех пор славяне все были необыкновенно красивы, но неотличимо похожи друг на друга. Жива дала им имена: Муж и Жена.

  После Всемирного потопа, когда люди вновь расплодились, Жива больше не меняла их лица по образу своему и подобию, однако славянские женщины по-прежнему самые красивые из всех, а имена Мужа и Жены навечно сохранились в памяти людей.

Откуда на земле леса

  Говорят, что когда Дый сотворил землю, он забыл насадить на ней деревья. И вот однажды богиня Жива спустилась с небес поглядеть на новую планету.

  Она так устала, бродя по горам и долинам под палящим солнцем, что присела отдохнуть — и задремала. И в эту минуту увидал ее великан Волот.

  Он немедленно воспылал к прекрасной богине нечистой страстью и схватил ее в свои объятия. Кое-как Живе удалось вырваться, и она бросилась бежать. Однако до моста-радуги, по которому можно подняться в небо, было еще далеко.

  А Волот уже близко…

  От быстрого бега коса Живы расплелась, из нее выпали гребень и лента. И в то же мгновение на пути Волота вырос лес, через который протекала река. Волот влетел в нее с разбегу и чуть не утонул.

  А при взгляде на деревья, которых великан в жизни не видывал и даже не знал, что это такое, Волот окончательно испугался и бросился наутек с такой же быстротой, с какой только что преследовал Живу.

  Богиня спокойно взошла по радуге на небеса, однако не стала забирать ни ленту, ни гребень. С тех пор на земле появились леса и рощи, а те из них, через которые протекали реки, считались священными и посвящались Живе.

  Жива — олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека — то есть весны. Некоторые полагали ее матерью Перуна, Водана и Пекленца (покровителя адского пламени).

  Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.

  Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.

  Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти.

  И доныне, заслышав кукушку, к ней обращаются с вопросом, долго ли жить осталось, принимая ее ответ за пророчество свыше. Еще в христианские времена сохранялся народный обряд чествования кукушки: девушки крестили ее, кумились между собой и завивали венки на березе. Обряд этот был всегда связан с полным пробуждением сил природы от зимнего сна, как бы с завершением весны. Чествуя кукушку, славяне чествовали и принявшую ее облик богиню Живу.

  Западные славяне полагали, что ее святилище находится в полабском городе Ратиборе, где стоял золото-серебряный идол.

  В одной руке Жива держит яблоко, в другой — кисть винограда. В первые дни мая к ее храму собирался народ, прося богиню о долгой жизни и благополучном здравии.

  К Живе обращались чаще всего те, кому Род указал («на роду написано«) слишком краткий срок жизни. Если ее хорошенько попросить, она может даже нарушить предписания Рода и продлить человеку жизнь.

  Живе посвящались целые рощи, где устраивали празднества в ее честь, потому что именно она почиталась как создательница лесов.

  Еще одно имя Живы — Красопаня. Именно так называлась в старину прекрасная звезда Венера.

  У Живы есть помощница — Сейвина. Весной именно она направляет руку пахаря и сеятеля, чтобы ровно ложилась борозда, не сыпалось зерно мимо. Затем она поит землю живительной влагой.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»

             

Прокрутить вверх