Ведьма и солнцева сестра
Жили-были царь с царицей, и был у них сын Иван.
Вскоре появилась у него сестрица, и родителей словно подменили. Бьют Ивана, шпыняют, царство хотят царевне оставить. Обиделся он, сел на добра коня и поехал свою долю искать.
Ехал-ехал, приехал наконец к Солнцевой сестре. Она его приняла к себе, напоила, накормила, у себя приветила, приголубила.
Хорошо жить царевичу, а хочется узнать, как там отец с матерью. Стал у Солнцевой сестры проситься на побывку на землю. Она его отпустила с великой неохотою, только велела долго не задерживаться, а по пути слушаться всякого доброго совета.
А на дорогу дала гребень частый, хлеба краюшку да платочек.
Приехал в свое царство, думает — что такое, совсем людей нет?
Тут его сестрица-царевна выбежала, говорит, все ушли на гулянье в лес.
— Сядь, — говорит, — братец, поиграй пока на гуслях, а я пойду, обед приготовлю.
Только ушла, выскочил откуда ни возьмись малый мышонок и говорит человеческим голосом:
— Спасайся, царевич, беги! Сестру твою еще в колыбели подменила Баба-Яга на ведьму лютую, родителей твоих заколдовала. И отца с матерью, и всех в царстве ведьма подчистую приела, теперь твоя очередь настала. Ушла она зубы точить, а ты беги, пока жив.
Послушался Иван-царевич, выскочил в окошко, сел на коня и давай бог ноги. А мышонок залез на гусли, мечется по струнам — ведьма и не ведает, что брат сбежал. Наточила зубы, вбежала в горницу — никого! Только мышонок в норку шмыгнул. Бросилась в погоню.
Видит Иван-царевич — погоня близко. Махнул платочком — стало озеро.
Ведьма разинула рот, мигом выпила всю воду и снова настигает брата.
Он бросил позадь себя гребень — стал на пути частый лес. Но не зря ведьма зубы наточила, как пошла грызть деревья под корень — только на минутку и задержалась.
Иван-царевич бросил краюшку хлеба — выросли горы. Начала ведьма их расшвыривать да подкусывать, а впереди уже терем Солнцевой сестры показался.
— Солнце-Солнце, отвори оконце! — закричал царевич что было сил.
Солнцева сестра распахнула ставни — царевич и вскочил в окно вместе с конем. А ведьма на земле до сих пор горы грызет в ярости, оттого-то, говорят, и случаются землетрясения.
Иванушка (Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович, Ивашко-медведко, Иван Утренней и Вечерней Зари и т.п.) — любимейший герой русских сказок. Зовут его именно так, потому что Иван — наиболее часто употребляемое имя в русском именослове: в святцах оно упоминается во много раз чаще других. Есть мнение, что это вовсе не форма от еврейского Иоанн, а чисто русское имя, появившееся еще в незапамятные времена (как и женское имя Ива), потому им и наречен самый популярный сказочный герой.
Иванушка — как правило, младший сын и брат, и такое подчиненное положение в семье невольно вынуждает его идти своим путем и принимать решения, которые приводят его к славе и богатству, помогают завоевать прекраснейшую царевну.
Иван-дурак (или крестьянский сын) три ночи спит на могиле умершего отца, получает за это Сивку-Бурку, входит в одно ушко Сивки, выходит в другое — и делается прекрасным молодцем, который допрыгивает до двенадцатого венца и умудряется поцеловать царевну.
Он умеет разгадывать самые хитрые загадки и толковать сны, превосходит в мудрости Елену (Марью) Премудрую, обладает способностью к оборотничеству и необыкновенной храбростью: побеждает трех-, шести-, девяти- и двенадцати главого змея, Кощея и Чудо-Юдо, побеждает Царь-девицу, не боится кинуться в котел с кипящим молоком, чтобы сделаться писаным красавцем и получить красу-девицу и царство в придачу — и так далее, и тому подобное.
Иван-царевич рождается — по колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре, он добывает жар-птицу, живую и мертвую воду и молодильные яблоки, находит три царства — медное, серебряное и золотое, побеждает многоглавых змеев, подобно своему тезке, разыскивает похищенную мать, ладит со зверем Норкой и Гриф-птицей, дрркит с Булатом-богатырем, Усыней, Горыней и Дубыней, освобождает царевну из хрустальной горы…
Невозможно перечислить всех подвигов сказочных Иванов, в образе которых воплотились мифологические представления наших предков о могуществе небесных добрых богов, всегда побеждающих зло.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»