Подвенечное платье
Жила-была одна вдова с сыном. Вот как-то раз готовилась она к Христовой заутрене да вышла из кухни. Сын возьми и схвати ложки две-три творогу: надоело ждать разговленья, — да и уронил миску.
Увидела мать, рассердилась и давай его ругать:
— Чтоб ты пропал — говорит!
Изругала и послала посмотреть, есть ли у скотины корм.
Ушел мальчик, и нет его, и нет… Так и пропал бесследно.
Прошло какое-то время, и пришел в деревню солдатик. Спросил, где можно переночевать, и показали ему на пустой дом.
Лег он спать, и вдруг из голбца выбежала толпа ребятишек, и все плачут, а один приговаривает, что прокляла его мать накануне Христовой заутрени. Но как стало в церкви бить полночь, все ребятишки скрылись.
Наутро солдат рассказал мужикам о случившемся, а те и говорят:
— У вдовы сын пропал в Христову заутреню, так не он ли это был?
Поведали об сем вдове, она расплакалась и стала думать, как бы сыночка воротить.
А солдат, по пословице, с чертом водится, ну, он и говорит:
— Есть ли у тебя три непочатых конца холста?
— Есть.
— Как начнет смеркаться, возьми их, ступай в ту избу и сиди на печи. Как ребятишки покажутся, ты своего холстами обмотай.
Так она и сделала.
Как стало в церкви бить полночь, все мальчики бросились убегать, а один не может — его холстом мать обмотала.
Начал он кричать, воротились другие мальчики, холст разорвали и увели проклятого с собой.
Утром вдова плачет, идет к солдату. Он головой покачал:
— А есть ли у тебя твое венчальное платье?
— Есть.
— Ну так на другую ночь ты сына этим платьем обмотай. На нем крест святой наложен, ты в нем вкруг аналоя хаживала — его не должны разорвать.
На другую ночь накинула вдова на сына свое венчальное платье и завязала крепко-крепко.
В полночь другие-то ринулись убегать, а один не может. Пытались мальчики платье порвать — нет, не порвали, как ни силились.
Так и убежали в голбец.
Вдова с печки сошла, ребенка на руки взяла, домой принесла. Развязала платье — а он спит.
Перекрестила его, и наутро мальчик проснулся как ни в чем не бывало.
Проклятые люди — добыча нечистой силы. Она является как бы ниоткуда и уносит с собой человека или тотчас после произнесения проклятия, или спустя некоторое время. Самой легкой добычей становятся дети, которых обругают рассерженные матери. Их забирает к себе леший либо сам черт, иногда подполяник. Порою вместо детей подбрасывают осиновое полено или своих бесовских обменышей, а настоящий ребенок либо поселяется у нечистой силы, бродит с нею по свету, либо мечется неприкаянный где-то между тем светом и этим, то являясь случайным людям или колдунам, то пребывая в безвестности.
Проклятые под горячую руку вызывают всеобщее осуждение, а человек, неосторожно рассыпающий ругательства, рискует и сам поплатиться за свою оплошку, потеряв дорогого человека.
Особенно действенным бывает неосторожное проклятие, когда «не в час молвится», то есть между двенадцатью и часом дня или ночи.
Особенно страшно родительское проклятие в полдень.
Вообще недоброе слово матери — вещь опасная: по поверью, проклятого матерью земля не принимает, так и будет он трястись в могиле, как осиновый лист. Тела заклятых матерями даже не разлагаются в земле, несчастные не находят успокоения и после смерти, пока их не простит мать.
Бывают, конечно, люди, проклятые за дело: убийцы, злодеи, душегубы. Их, нераскаянных, земля не принимает, они вечно шатаются недалеко от места своего погребения, подобно Кучковичам, убийцам князя Андрея Боголюбского. Убийц зашили в короба и бросили в озеро, называемое Плавучим. Тела их остались нетленны в коробах, которые обросли зеленым мохом и, по преданию, доселе мечутся по озеру, подобно кочкам.
Проклятыми считали некоторых птиц, животных, например лягушек, которые некогда были людьми, но прогневили за что-то бога; ну a еще считается, будто лягушки произошли от проклятых матерями младенцев.
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»