БЫЛИНЫ — устные эпические песни русского народа о своем прошлом, отражавшие в основном историческую действительность кон. X — нач. XVII вв.
Термин «былины» был введен в 30-40-х гг. XIX в. собирателем фольклора И.П. Сахаровым на основе упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былин сего времени». Первые записи былин относятся к XVII — нач. XVIII вв. и ведутся до сих пор со слов народных сказителей.
Былины содержат богатый исторический материал о системе общественных отношений и быте Руси, а также историко-географические и военные сведения. Былины сохранили народную оценку важнейших исторических событий. Историки и филологи выделяют несколько типов былин: 1) сказочно-исторические; 2) героико-исторические; 3) былины вторичного (сказочного и литературного) происхождения.
Самые древние былины — первого типа. Они восходят к более ранней эпической традиции. Основное их содержание — борьба эпических героев с фантастическими или полуфантастическими существами. Черты архаических чудищ соединены в них с чертами исторических врагов Руси — чужеземных захватчиков. Обычно в былинах герой борется с разнообразными змеями («Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Идолище», «Алеша Попович и Змей Тугарин»).
Больше всего сохранилось былин героико-исторического типа. В них место чудищ занимают конкретные враги — татары, чужеземные цари. Популярный сюжет былин этого ряда — столкновение героя с вражеским богатырем. Наибольшее распространение получили былины о борьбе героя с целым вражеским войском («Илья Муромец и Калин царь», «Василий и Батыга», «Maмaeво побоище», «Сухман», «Наезд литовцев»).
Позднее появились былины сказочного и литературного происхождения. «Распетые» в эпосе сказки и произведения литературы — свидетельство угасания эпического творчества.
Отнесение возникновения былинных сюжетов к какому-либо конкретному периоду всегда условно. Былины складывались на протяжении длительного времени, впитывая в себя отголоски событий и фактов разных исторических эпох. При исследовании былин ученые стараются отделить более поздние напластования от первоначального текста.
Многие сюжеты русских былин не находят параллелей ни в русских народных сказках, ни в эпосах других славянских народов. Первые былины, вероятно, сложились в княжение Владимира I Святославича или чуть раньше. Например, прототипом Добрыни Никитича был воспитатель Владимира — Добрыня, упоминающийся в летописях. Ко времени Владимира древнерусские сказители «приурочивали» сюжеты и самых древних былин. Сюжет былины «Дунай» гораздо старше эпохи Владимира I Святославича, но приурочен к киевскому князю, его сватовству к полоцкой княжне Рогнеде и греческой принцессе Анне.
Наиболее полно в былинах отражен ранний период русской истории — былины т.н. Киевского цикла. В них можно найти характеристику взаимоотношений князя и дружины, описание борьбы Руси с иноземными врагами, описание быта средневекового города («Добрыня и Змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула»).
автор статьи Е. Галкина