ЖИТИЯ святыx (или агиография — от греч. agios — святой и grafo — пишу) — жанр христианской литературы о жизни и деятельности подвижников, мучеников и борцов за христианскую веру.
Первыми сочинениями о святых были мартирии — повествования о гонениях мучеников, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах. Жизнеописания включали предисловие составителя, рассказ о жизни и деяниях святого, похвальные слова в его честь. По мере развития житийного жанра к X-XII вв. был выработан канон повествования: предисловие и краткое послесловие агиографа, обрамляющие повествование; похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса. Произведения житийного жанра — это своего рода словесные иконы святых. В зависимости от героев описаний различают виды житий: мученические, исповеднические, святительские, преподобнические, Христа ради юродивых. Древнейший сборник житий святых на Востоке составил Дорофей, епископ Тирский, в IV в.
Жития святых помещаются в различные сборники, в том числе смешанного содержания: прологи, синаксари, минеи, патерики. Они также встречаются в календарях, месяцесловах, святцах. Особый вид житийной литературы представляют патерики.
На Руси жития святых появились с принятием христианства; первыми сборниками житий стали минеи. Затем появились переводные патерики и был составлен Киево-Печерский патерик Древнейшими русскими агиографическими сказаниями являются Жития святых Бориса и Глеба и Феодосия Печерского, составленные Нестором в XII в. В XIV-XV вв. известными русскими агиографами были Епифаний Премудрый, митрополит Киприан и Пахомий Серб.
В XVI в. при непосредственном участии митрополита Макария составлены «Великие Четьи Минеи», в которые были внесены все имевшиеся к тому времени жития русских святых и подвижников.
Центром христианской культуры на украинских землях была Киево-Печерская лавра. Митрополит Киевский Петр Могила собирал материалы о житиях святых. Его дело продолжили архимандриты Иннокентий и Варлаам. «Четьи Минеи святых всей церкви» составил Димитрий Ростовский (изданы в 1711-1718 гг.).
автор статьи Г. Аксенова