ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ — общее название торговых караванных путей, связывавших со II в. до н.э. до XVI в. н.э. Китай с Передней Азией, а в VIII-IX вв. и с Прибалтикой.
Протяженность пути достигала 7000 км. Название произошло от китайского шелка — главного товара, который по нему поставлялся. Начинался путь в центральных районах Китая и шел к г. Дуньхуан, где разделялся на две ветви — южную и северную. Южная проходила через гг. Хотан, Балх и Мерв, а северная — через Турфан, Самарканд и Мерв. В Мерве Шелковый путь вновь соединялся и шел через Нису и Багдад к портам Восточного Средиземноморья.
В V-VI вв. большая часть Шелкового пути находилась в руках иранских и согдийских купцов, а после образования в VII в. Арабского халифата перешла к арабам.
В кон. VIII-IX вв. две водные «ветви» Шелкового пути проходили чсрез Восточную Европу. Одна дорога вела через Каспийское море на Волгу и далее в Прибалтику (Волго-Балтийский путь), вторая — через Сирию и Закавказье на Дон и Северский Донец. Дальше торговый путь проходил через земли приднепровских славян до Немана и заканчивался в Юго-Восточной Прибалтике. С 830-х гг. эта ветвь Шелкового пути прекратила существование.
По обеим дорогам в Восточную Европу из Арабского халифата и стран Востока доставлялись предметы роскоши — ювелирные изделия, оружие из дамасской стали, шелковые одежды. Из Восточной Европы в арабские страны поставлялись пушнина, зерно и янтарь.
К XIV в. значение Шелкового пути снизилось. Арабский халифат распался на мелкие государства; с развитием мореходства купцы освоили более короткие торговые пуги.
автор статьи Е. Галкина