Положительные исторические свидетельства говорят о том, что в VI столетии н.э. славяне занимали уже всю нынешнюю восточную Германию вплоть до средней Эльбы и Салы, одного из юго-западных притоков Эль6ы, где, впрочем, славяне под именем мугилонов отмечены уже греческим географом Страбоном в I в. до н.э., а также распространялись и значительно далее на запад от Эльбы, о чём свидетельствует, в частности, и установленная в 805 г. Карлом Великим limes sorabicus, т.е. «сербская граница»: на восток от этой границы сидели славяне, на запад — германцы. Отдельные славянские колонии под именем Sclavi фигурируют, однако, в источниках и далеко на запад от названной границы, вплоть до Рейна.
Письмо папы Николая I от 864 г. говорит о Гамбурге — «В пределах (в области) славян, датчан и саксов». другой источник того же времени (845) называет Гамбург «Городом славян». Компактное славянское население простиралось здесь вплоть до линии Кильнеймюнстер — р. Альстара — Гамбург — Магдебург и т.д. У Люнебурга компактное славянское население переходило на левый берег Эльбы. Соседний с Люнебургом район р. Иетцель (сл. Иесна), населённый некогда славянским племенем древане, сохранял своё славянское население вплоть до ХVIII в. и до сих пор носит название Drаvеhn и Wendland, т.е. земля вендов, а вендами немцы называли славян.
Далее на юг западная граница компактного славянского населения охватывала район Магдебурга и бассейн Салы с городами Галле, Мерзебург, Иена, Эрфурт, Гота и далее на запад вплоть до городов Геттингена, Герсфельда, Фульда, Бамберга, Норинберга, Донауворта в верховьях Дуная и т.д.
Мы располагаем богатейшими по материалам западными источниками Х, XI, ХII и ХIII вв., которые совершенно ясно в своих сообщениях рисуют славянский облик этнографического состава населения указанной выше обширной территории современной Германии. При этом надо отметить, что население это не носило спорадического характера, не было вкраплено среди какого-либо иноязычного этнографического элемента, но представляло собою массовое, количественно весьма значительное население, что давало основания баварскому географу IX в. сказать о нём — nоn sunt nati, sed sеminаti, т.е. славяне своею численностью производили на этого автора впечатление, что они «не родятся, а как бы вырастают путём посева». Это были, прежде всего, полабско-балтийские славяне. В источниках они чаще всего известны под именем — Sclavi или Slavi, Sclaveni, Sclavini, Sclavoni, реже — Windi, Winidi, Wenedi, Winithi, Wenethi и т.п., откуда в германские языки вошло название для славян Wenden или Winden. Область, занятая славянами, а позже специально область, примыкавшая с правой стороны к нижнему течению Эльбы, называлась Sclavia, Slavia, Sclavania, Windland, Veonodland, Veonodland, Winedaland, Wenedonia.
Это сплошное славянское население на территории нынешней Германии распадалось на четыре основные области:
1. Область сербов, расположенная под Судетскими горами; на востоке она граничила с чешскими племенами, на западе — с поляками.
2. Область ободричей, или бодричей, у нижней Эльбы.
3. Область лютичей, или велетичей, — к востоку от ободричей вплоть до реки Одоры.
4. Область поморян между Одрою и Вислою. Население этих областей состояло из ряда племён, объединённых, за исключением сербов, в политические союзы.
В источниках эти области, а иногда и отдельные более крупные племенные единицы, носят название terra, provincia, regio. Население их составляло natio, populus, gens. Племенные единицы меньшего размера, размера рода, а равно и занимаемая ими территория носят обычно название pagus, т.е. округ, обнимавший несколько родов, группировавшихся вокруг своего укреплённого центра — urbs, civitas, castra, castella; неукреплённые славянские населённые пункты именуются в источниках — oppidum, suburbium, villa.
Подлинных городов у полабско-балтийских славян было, однако, мало; большею частью это были укреплённые пункты с прилегавшими к ним деревнями, что и составляло так называемый pagus.
Основную древнейшую организацию у западных славян составлял род. Во главе родов стояли начальники, именующиеся в источниках обычно — primores, meliores, praestantiores. Группируясь вокруг того или иного центра, отдельные, ближе родственные между собою роды постепенно складывались в племена, начальники которых обыкновенно именуются в источниках термином princeps, реже — dux, regulus, subregulus, rex.
В IX в. впервые у ободричей выступает славянский титул князь. Некоторым из таких князей удавалось объединить под своей властью ряд соседних племён и образовать довольно крупные политические союзы племён. Уже в самом начале IX в. (806) упоминается в источниках имя одного из таких князей у полабских сербов, Милидух, которого источник называет «rex superbus, qui regnabat in Siurbis» (гордый вождь (князь, король), который правил сербами (у сербов)). В конце VIII в., в 789 г., у велетов называется Драгавита, который — «ceteris wiltzorum regulis et nobilitate generis et auctoritate senectutis longe рraееtinеbаt» (значительностью рода и авторитетом старшинства намного возвышался над прочими старшинами велетов).
Но в общем полабско-балтийские славяне к IX-Х вв. не успели сложиться в единую государственность и жили отдельными, разрозненными племенами и родами, иногда частично объединёнными в более или менее крупные политические союзы. Иногда они объединялись в такие союзы по мере надобности, но чаще оставались всё же разрозненными многочисленными племенными и родовыми демократическими организациями.
Из славянских политических союзов с конца VIII в. известны:
1) на нижнем течении Эль6ы, примыкая своею западной границей к линии Гамбург — Люне6ург, действовал союз ободричей, или бодричей, объединявший в своём составе, кроме ободричей, племена вагров, полабан, смолинцев и глинян;
2) в центре полабско-балтийской славянской области на нижнем Одере действовал мощный союз лютичей, или велетов, в состав которого, кроме лютичей, входили племена: хижины, запеняне (от имени р. Пена), доленцы и ратари;
3) далее на восток, между нижними течениями Одры и Вислы, был известен союз поморян.
Центром союзной государственности бодричей был город Вилиград, который источники обычно именуют Miklinburg, затем — Зверин, Виссемир, или Висмар, Розток у устья Варны.
Наименование народа ободричи может означать народ, живший некогда по обе стороны р. Одры.
Центром племени вагров был нынешний Ольденбург. Славяне держались здесь до XIV столетия.
Центром полабан был город Ратибор, нынешний Rаtzеburg, а также Любице, нынешний Любек.
Из полабских славян дольше всех, вплоть до ХVIII в., удержались древане, бывшая область которых, как было указано выше, и до сих пор известна в немецком языке под именем Dravehn.
На долю племени лютичей, или вельтов, велетов, русск. волоты, известных также и под именем волков, выпало наиболее стойкое сопротивление немецкому наступлению. В источниках они характеризуются как — fortitudine celebres («славные храбростью»), а также durissimi, ferocis simi («суровейшие, храбрейшие»). Имя этого народа известно на востоке у русских славян в значении великан, исполин.
Центром запенян был, между прочим, нынешний город — Gutzkоw.
У ратарей крупным культовым центром был хорошо укреплённый г. Ридегост, впоследствии Ретра, имевший девять ворот и знаменитый, художественно украшенный храм с золотой статуей бога Сварожича — Радогоста с оракулом, куда предпринимали путешествия славяне со всех концов. Ретра считалась германцами одним из главнейших языческих городов. Источник говорит об этом городе: «civitas vulgaissima Rethere, sedes ydololatriae, metropolis Sclavorum Rethre, antiquissima urbs» (известнейший город Ретра, центр идолослужения, столица ретрских славян (ратарей), самый древний город).
Расположен был этот город в районе Доленского озера, теперь Tollensee, но точно его местоположение неизвестно.
В 1121 г. этот город был разрушен и сожжён Лотарем. Племя ратарей стояло во главе всех лютицких племён.
Особую группу составляли западно-славянские племена, населявшие острова, расположенные в Одерском заливе: Узноим, Волин и Руяна.
Наиболее знаменитыми из них были руяне, или раны, руны и рутены, что означает русские. Известнейший город Ретра, центр идолослужения, столица ретрских славян (ратарей), самый древний город.
Источники говорят о них «gens fortissima sclavorum»; «Sunt autem Rani, qui аb alliis Runi appelantur, populi crudeles, ydololatriae supra modum dediti, primatum praeferentes inomni Slavorum nаtiоnе» (самое сильное славянское племя. Раны же, именуемые другими руны, народ жестокий, сверх меры преданный идолослужению, преимущественно выдающийся среди всего славянского народа).
Эту славу руяне приобрели потому, что после разрушения Ретры их святилище в г. Арконе стало во главе всего славянского яэычества. Кроме того, в XI-XII столетиях руяне славились своим пиратством и своими богатствами, накопленными в Арконе.
Арконский Свантовит был первейшим из богов у славян, потому что его победа была самою блестящею, а его вещания считались самыми действительными. В арконский храм, посвящённый этому богу, стекались огромные богатства в виде налогов и даров со всех славянских земель. Это был цветущий город. В 1168 г. он был разрушен датчанами под предводительством короля Вальдемара, и после того слава руян навсегда померкла.
На северной оконечности острова, вблизи современного посёлка Puttgarten, высоко над гладью Балтийского моря в настоящее время видны только остатки мощных валов, указывающих место, где когда-то стояла Аркона со своим знаменитым храмом Свантовита.
Вслед за Арконою вскоре были разрушены и храмы богов Ругевита, Перевита и Порепутия в соседнем городе Кореница (теперь город Garz) внутри острова.
Такою же славою, как Аркона, в средние века пользовался славянский город Волин, расположенный на одноименном острове. Германцы называли его Винета. В источниках он указывается как самый знаменитый и самый большой из славянских городов в Европе, полный богатств, драгоценностей, роскоши. В этом городе жило много иностранцев, больше всего греков, датчан и северных викингов, обосновавшихся с половины Х в. неподалёку, в городе по имени Йомсбург. Однако и Волин постигла та же участь, что и Аркону.
Центром группы племён, расположенных между нижним течением рек Одры на западе и Вислы — на востоке и известных под общим именем поморян, отложившихся в современном немецком Роmmеrn, в ХII в. был сильно укреплённый город Стетин, расположенный несколько ниже устья Одры. Источники о нём говорят: «civitas antiquisima et nobilissima in terra Роmerаnоrum, materquc civitatum» (древнейший и знаменитейший город в земле поморян и мать городов).
Кроме Стетина, у поморян было много и других городов: Пырица (нем. Puritz), Камень (нем. Camin), Старград, Белград, Колобрег, Славиа (нем. Slawe, Schlawe), Гданск и др.
Историческую борьбу славян с немцами, закончившуюся полным поражением и гибелью почти всего славянства на указанной выше территории, начал франкский король Карл Великий (742-814).
Имевшие место до Карла столкновения славян с германцами на западной границе носили местный характер и не имели существенного значения.
В 782 г. Карл начал наступление на славянские племена сербов в области среднего течения Эльбы и её притока Салы; в 789 г. — на лютичей. Войны Карла со славянами закончились подчинением сербов и лютичей. В 805-806 г. пал вождь сербов Милидух. Дальнейшее завоевание славянских племён на территории нынешней восточной Германии продолжали его преемники — Генрих I (876-912) и Оттон I (936-973). Завоевание славян, однако, давалось немцам не легко: нередко они несли поражения, сопровождавшиеся тяжёлыми потерями. Упорнее держались против немецкого натиска залабские сербы, но уже к концу Х в. они были окончательно порабощены германцами.
Труднее было справиться завоевателю со славянами, сидевшими севернее сербов, с лютичами, бодричами и поморянами, которые вплоть до второй половины ХII в. упорно защищались против немецкого меча и креста. История этих народов полна трагического героизма и беспощадной мести по отношению к насильникам, стоившей тысяч жертв немецкому духовенству, которому славяне-язычники разбивали черепа пополам в знамение креста. В 939 г. немецкий граф Герои, который в течение 25 лет вёл непрерывную войну против славян, коварным образом убил 30 славянских князей, а в 954 г. разбил славянское племя укранцев. Оборонительный союз велетских племён вместе с бодричами, сложившийся в 955 г., вплоть до 983 г. оказывал мужественное, но безрезультатное сопротивление немецким завоевателям, и первое покорение славян было закончено.
В завоеванных славянами областях немцы стали усиленно насаждать христианство, строить монастыри и организовывать церковное управление.
Однако в 983 г. пришло известие, что Оттон II потерпел в южной Италии поражение, и 29 июня в Гавельберге и в Бранденбурге вспыхнуло первое и успешное восстание славян против своих насильников, имевшее в результате освобождение лютичей и бодричей от немецкого гнета. Но в 1019 г. немцам с помощью датского короля Кнута удалось, в конце концов, временно сломить объединённые силы лютичей и бодричей, которые, однако, не складывали оружия и, начиная с середины ХI века и до начала ХII, оказывали успешный отпор завоевателю.
На помощь немецкому мечу явился римский крест, и в середине ХII в. римским папою был организован крестовый поход против славян, в котором приняла участие 100-тысячная армия. Последствий этого похода славянам удалось избежать принятием, по видимости, христианства.
Начиная с 1158 г. ежегодно начинают нажимать на прибалтийских славян датчане. В 1168 г. была с моря и с суши обложена Аркона на о. Руяне и после непродолжительного отпора сдалась и была разрушена. В 1177 г. был сожжён датчанами Волин.
В 1193 г. в г. Горе (ныне Берген) на о. Руяне уже был основан монастырь, а в 1404 г. умерла последняя женщина, которая, как говорят, ещё говорила со своим мужем по-славянски.
На о. Узноим славянское население исчезло во второй половине XIII столетия.
К XIV столетию окончательно был германизирован и о. Волин со своим знаменитым городом.
Вообще о славянах на севере в XIV столетии уже нет речи. Несколько дольше из полабских славян держались только остатки древан в Люховском крае.
Таким образом, во второй половине ХII в. все бодричи, лютичи и поморяне подпали под немецкое владычество, которое было связано для них не только с утратою политической независимости, своего старого культа и своей старой народной культуры, но и с утратою своей народности.
С этого времени начинается быстрое исчезновение всех полабско-прибалтийских славян, для чего со стороны завоевателя были приняты все необходимые, специально на этот счёт рассчитанные меры.
Наступление германцев на славян сопровождалось неслыханными жестокостями. Все на пути завоевателя предавалось им огню и мечу. Ferro et igni vastavit (опустошил огнем и мечём) — обычная фраза в источниках, характеризующая наступление германцев. При взятии городов завоеватель уничтожал все мужское население, а жён и детей забирал в рабство. Города и деревни выжигались, а если им удавалось с течением времени восстановиться, то они вновь подвергались той же участи, и это повторялось несколько раз. Так, например, на о. Руяне в 1060-1068 гг. были уничтожены все славянские посёлки и города. В открытых боях славяне уничтожались тысячами. Огромные, густо населённые пространства обращались германцами в пустыню. Так, например, один из источников (Гельмольд) сообщает под 1164 г.: «Omnis igitur terra obodritorum et finitimae regiones assiduis bellis, maximo vero hoc novissimo bello tota in solitudinem redacta est … Si quae slavorum extrcmae remanserunt reliquiae, tanta inedia confecti sunt, ut congregatim ad pomeranos sive ad danos fugere cogerentur» (итак, вся земля бодримой и соседние области, вследствие постоянных войн, а больше всего — вследствие этой позднейшей войны, целиком были обращены в пустыню …), и подобные факты отмечаются в данном источнике как обычное явление. Источник говорит: «Если от славян оставались какие-либо остатки, то, вынужденные голодом, они бежали». Таким образом, славянское население предавалось завоевателем физическому уничтожению, как физическому уничтожению подлежал и всякий, отказывающийся от обращения в христианство. Типичным в этом смысле «миссионером» христианского культа среди славян в ХII в. был известный епископ А6солон.
Конечно, о массовом уничтожении местного населения при хищническом нападении на него со стороны германцев не могло быть и речи: это не отвечало бы жизненным интересам светских и церковных князей. Война со славянами в Х-ХII вв. велась немцами с целями наживы. Завоевателю нужна была не только военная добыча, но и постоянный на будущее время источник доходов и материального обогащения. И он этого добился: не уничтожая поголовно физически местное славянское население, путём системы денационализации он привёл его, в конце концов, к фактическому уничтожению, как несколько позже, начиная с ХIII в., немцами же был уничтожен и литовский народ пруссы, от которого до наших дней сохранилось только наименование их страны — Пруссия.
Когда славяне были приведены завоевателем к полному порабощению и крепко взяты в узду организацией чуженационального церковного и военно-административного управления, немецкие епископы и князья стали массою заселять бывшие славянские земли своими колонистами-немцами из залабских районов в целях противодействия и подавления славянских восстаний и тем caмым упрочения своего владычества, а также и в хозяйственных целях.
Немецкие колонисты, успевшие к этому времени освоить более высокую технику, были для немецких помещиков и монастырей более выгодным объектом эксплуатации, чем отсталые в техническом отношении славянские крестьяне. Сравнительно с немецкими колонистами славяне держались на положении бесправного населения, что тем более лишало их возможности подняться и окрепнуть в культурном и хозяйственном отношениях.
Славяне были лишены права селиться в немецких городах, а если иногда это им и разрешалось из милости, то для поселения им отводились обыкновенно только окраины.
Славяне были исключены из ремесленных цеховых организаций и т.п. Все эти мероприятия привели постепенно местное славянское население к полной денационализации и к утрате им своих национальных бытовых особенностей и своего языка. В некоторых районах эта денационализация славянского населения шла быстрее, а в других, наиболее глухих, медленнее; быстрее ей поддавались верхи славянской общественности, медленнее — массовое крестьянское население. На западе, в районах Эльбы и Сады, населённых племенами сербов, поблизости к исконной границе германцев, процесс денационализации или германизации славянского населения шёл быстрее, на востоке — медленнее, как это имело место, например, у сербов-лужичан, сумевших в своей небольшой горсточке сохранить и свою национальность и свой язык вплоть до последнего времени.
Характеризуя наступившее вместе с немецким завоеванием ободричей успокоение в стране полабских славян, историк ХII в. (Гельмольд) пишет: «Omnis enim sclavorum regio, incipiens аb Egdora (река, впадающая у г. Киля в Балтийское море, западная граница массового славянского населения), qui est limes regni danorum et cutenditur inter mare Balticum et Albiam (приток Эльбы у Гамбурга, слав. Билена?) ра longissimos tractus usque Zuerin (центр земли борричей, теперь г. Шверин), olim insidiis horridа et реne deserta, nune darte Deo tota redacta est veluti in unam saxonum coloniam, et instruuntur illic civitates et oppida, et multiplicantur ecclesiae et numerus ministrorum Christi» (вся же славянская область, начиная от Эгдоры — границы датского государства, тянется между Балтийским морем и Альбией через обширнейшие пространства вплоть до Зверина, некогда жестоко и почти целиком опустошенная пожарами, ныне вся, благодаря богу, обращена как бы в одно саксонское поселение (колонию), и отстраиваются здесь города и сёла, и умножаются церкви и число служителей христовых).
Германизация западных полабских славянских областей вслед за завоеванием шла так быстро, что к ХV столетию славяне представляли собою здесь в среде немецкого элемента только жалкие остатки. Во второй половине ХV в. уже очень редко встречаются славяне между Эльбой и Одрой. Нескольки дольше — до начала ХVI в. — держались славянские поселения в области нижней Эльбы, в югозападной части Мекленбурга. И только за Эльбой, в Люне6урге, в окрестностях старого города Люкова, как отметили мы выше, в бывшей области древлян и глинян, каким-то чудом славянская речь сохранялась ещё в ХVIII в. В 1751 г. в Люнебурге в последний раз было совершено богослужение на славянском языке. В 1798 г. умер в деревне Кремлине последний крестьянин по имени Барац, который ещё знал по-славянски «Отче наш». В настоящее время на обширной территории прежних бодричей и лютичей, в нынешней области Вендлянд, славянская речь совсем замерла; полабского языка уже не существует.
Нельзя не отметить при этом, что первая заслуга в деле собирания остатков вымирающего языка полабских славян принадлежит знаменитому Лейбницу (1646-1716), но наибольшая заслуга в этом деле принадлежит русскому учёному, известному собирателю онежских былиц, слависту А.Ф. Гильфердингу (1831-1872), и знаменитому немецкому лингвисту Aвгуcту Шлейхеру (1821-1868).
Германизация восточной ветви полабско-балтийских славян, поморян, более отдалённой для наступающего завоевателя, началась позже. Христианство утвердилось здесь только во второй половине ХII в. (1167), когда князьки славянских племён приняли германское подданство. Затем началось в крае строительство монастырей, которые и явились первыми проводниками в крае немецкой колонизации. К концу XIII в. славянский элемент был здесь уже значитено сломлен, а в XIV в. о славянах в этом краю уже нет речи.
Остатком поморских славян являются сейчас два незначительных численностью народца, кашу6ы и словинцы, живущие — первые на небольшой территории у дельты Вислы в количестве около 200 тысяч человек; вторые — на Балтийском побережье у Лебского озера в количестве 200-250 человек.