Уставы и уроки

  Пока Святослав был ребенком и лишь номинально числился великим князем, его мать от его имени занималась совершенствованием управления Киевского государства.

  Конфликт Киева с древлянами возник из-за дани, которая являлась существенной статьей княжеских доходов. Местные правители пользовались известной самостоятельностью, решая внутренние дела своего племени, но вопрос сбора дани находился под жестким контролем центральной власти.

0011-7602392

  Новые порядки. В свое время Вещий Олег наложил на древлян «легкую» дань — по одной черной кунице с семьи. Князь Игорь дань увеличил, да еще допустил произвол в ее взимании. За это великий князь поплатился жизнью. Ольга сделала из происшедшего мудрые выводы и занялась совершенствованием системы сбора налогов. Вместе со Святославом княгиня объехала русские земли и установила «дани и уроки легкие«. Собранная дань, по указу Ольги, отныне стала свозиться в специально учрежденные места — «становища». Они же служили местом княжеских стоянок во время полюдья. Летопись сообщает, что правительницей были также введены «уставы». Историки полагают, что речь идет о законодательных актах, в которых регламентировался судебный процесс, оговаривались штрафы в пользу князя, меры по защите князя или его представителей от посягательств на их жизнь, наказания за кражу, возмещение убытка, виды дани.

Читать:  Сражение под Белой Вежей в 965 г.

0048-7204397
Полюдье киевских князей в IX-X вв.

  Опорные пункты княжеской власти. В удаленных от Киева и неудобных для полюдья землях были учреждены погосты — места хранения собранной дани. В отличие от становищ, рассчитанных на пребывание сопровождавших князя дружины, свиты и множества слуг, население укрепленного погоста состояло из небольшого вооруженного отряда и представителей великокняжеской власти, занимавшиеся приемом дани, ее хранением, учетом и распределением. Таким образом, княгиня не только реформировала налоговую систему, но и повсеместно создавала опорные пункты своей власти.

0012-7686146  Обычаи и верования. На территории Киевской Руси проживало множество племен, находившихся на различных ступенях исторического развития. Христианство лишь только начало проникать в Киев, а в целом Русь оставалась языческой. Язычники обожествляли явления окружавшей их природы. Они верили в великую силу неба, называемого ими Сварогом, приносили жертвы солнцу, именуемому Даждьбогом, возносили молитвы богу молнии Перуну и богу ветра Стрибогу. Идолов, изображавших этих языческих богов, ставили на холмах и в урочищах и рядом с ними совершали обряды. Святилища, где люди поклонялись идолам, назывались капищами, а места для жертвоприношений — требищами. Святилища находились при городищах в окружении селищ, являясь культовыми центрами, к которым тяготело население большой округи.

Читать:  Иоанн I Цимисхий

0013-5883385

  Погребальные обряды. Выявленные археологами обряды захоронения чрезвычайно разнообразны, что говорит о большом различии в культуре, обычаях и родовых традициях славянских племен. При раскопках курганного могильника в Киеве, относящегося к IX-X векам, обнаружено около полутора сотен древних погребений «черного» люда. Вместе с покойным в могилу клали вещи, которые могли ему понадобиться в загробном мире. В мужских погребениях это были железные ножи, стрелы, кремни для высекания огня, а в женских — украшения. От погребений горожан сильно отличались захоронения княжеских дружинников. Они покоились в больших деревянных срубах, над которыми были насыпаны курганы. В последний путь покойного отправляли, снабдив богатой одеждой, оружием, вместе с боевым конем в богатом уборе и с одной из жен или рабынь. Помимо этого, в разных землях и волостях государства существовало великое множество обычаев не только погребальных, но брачных и земледельческих.

Читать:  Святослав Игоревич

Оцените статью
( Пока оценок нет )
История России