Духовное объединение

  Князь Владимир I Святославич, став единовластным правителем Руси, поставил перед собой цель объединения всех восточнославянских племен под эгидой Киева.

  Ради укрепления государства князь Владимир предпринял в 980 году реформирование языческого пантеона, включив в него шесть божеств, которым поклонялись люди многочисленных племен, подвластных киевскому князю. Однако попытка князя Владимира превратить язычество в государственную религию не удалась.

  Рождение христианской Руси. Спустя десятилетие, Владимир провел вторую реформу веры. В качестве государственной религии тогда было принято христианство. Распространение православия на огромных просторах Русской земли шло нелегко, встречая жестокое сопротивление со стороны населения, не желавшего расставаться с верованиями предков. Крещение Руси ускорило консолидацию древнерусской народности и развитие восточнославянской цивилизации. Оно способствовало существенным изменениям в политической, экономической и культурной жизни страны. Крещение Руси создало условия, необходимые для возникновения Русской Православной Церкви. Ее возглавил митрополит, назначенный константинопольским патриархом. На содержание русской митрополии князь Владимир повелел установить налог — «десятину» от государственных доходов. Местом служения митрополита Киевского и всея Руси стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, выстроенная в Киеве на месте мученической кончины христиан Иоанна и Феодора.

0013-4933125
Владимирский собор в Херсонесе.
Фотография начала XX в.

  Становление общества. Единая государственность и общая вера, которые установились в Киевской Руси, способствовали формированию древнерусской народности. Укрепление великокняжеской власти в правление Владимира усилило расслоение общества, формирование господствующего слоя бояр и «княжих мужей», группировавшихся вокруг киевского правителя и его представителей на местах. С X века в Киевской Руси начались процессы складывания церковной и боярской земельной собственности.

  Духовный фундамент. Князь Владимир, смолоду бывший истовым язычником, с принятием христианства проявил себя приверженцем православия. Он отрекся от многочисленных языческих жен и наложниц и ввел традицию единобрачия на Руси. Эпоха Владимира ознаменовала собой начало формирования единой древнерусской культуры. Князь поощрял «книжное учение» и развитие грамотности среди детей знати.

0014-7873290  Укрепление государства. Княжеские дружины из временных и частных отрядов превратились в постоянные военные формирования, составленные из хорошо обученных воинов. Они выполняли важную роль в деле укрепления центральной власти и, одновременно, в политическом усилении окружавшей ее знати. В правление Владимира значительно упрочился международный престиж Киевского княжества, о чем говорят брачные связи его отпрысков с правившими домами Европы. Русь стала оказывать весьма заметное влияние на положение дел на Северном Кавказе и на Таманском полуострове.

  Еще при жизни киевский правитель рассадил по важнейшим городам и волостям своих многочисленных сыновей, рассчитывая держать в покорении завоеванные им земли. Однако сепаратизм местной знати, проявившийся незадолго до кончины Владимира Святославича, привел Киевскую державу к политическому кризису и междоусобицам.

Прокрутить вверх