Начало великого державного пути

  Князь Владимир хорошо понимал необходимость преобразований, которые могли бы поставить Киевскую Русь в один ряд с наиболее цивилизованными странами эпохи.

  Будучи ярым язычником, Владимир в те годы еще не видел в крещении Руси средства укрепления государственной власти. Взойдя на киевский престол, он первым делом решил создать единый пантеон из шести языческих богов, полагая, что это сможет объединить и сплотить его разноплеменные земли.

0015-6424835  Создание нового языческого пантеона. Владимир объявил всепобеждающего и карающего Перуна-громовержца главным богом Руси. Это покровитель небес поражал нечестивцев огненными стрелами и почитался как покровитель земледелия и податель всех мыслимых благ. В Киеве идол Перуна был установлен на требище — месте, где приносились ему жертвы, в том числе человеческие.

  На некотором удалении от Перуна были установлены изваяния остальных кумиров. Хорс и Даждьбог относились к небесным богам. Хорс олицетворял ночь и луну, а также покровительствовал людям в тяжелую осенне-зимнюю пору. Даждьбог почитался как бог солнца, бог благополучия и богатства, бог рода и семьи. Стрибог, бог ветров, ураганов и смерчей, мог вызвать или укротить бурю, нарушить покой или распространить благо. Симаргл относился к неславянским божествам. Изображаемый в виде крылатого пса, он был охранителем посевов и злаков. Ему поклонялись в период весенних полевых работ, от него зависел будущий урожай. Единственной богиней пантеона Владимира стала Мокошь, покровительница плодоносящей земли, воды, дождя и плодородия.

  Утверждение культа Перуна на Руси. Культ Перуна на Руси насаждался Владимиром самым жестоким образом. До сего времени с язычеством уживались и другие верования. В русских пределах более почитались Световит, бог света и радостей жизни, и Велес, бог тьмы и загробного мира, а также бог богатства. Насаждая культ Перуна, Владимир утверждал свое право подчинять себе всех подданных, обожествлял свою княжескую власть. В далекую Новгородскую землю Владимир отправил своего дядьку Добрыню. «И придя в Новгород, поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу«, — свидетельствует «Повесть временных лет». Вокруг идола в Новгороде горело восемь негасимых костров. Владимир энергично восстанавливал языческие обряды, игрища, состязания и поединки. Несмотря на это, многие не желали подчиняться княжеской воле, ограничивавшей количество кумиров, и продолжали оставаться верными многочисленным божествам, которым молились их предки.

  Гибель христиан в Киеве. Ради укрепления подданных в культе Перуна Владимир решил восстановить традицию принесения людей в жертву богу-громовержцу. В 983 году, возвратившись из удачного похода на ятвягов, киевский князь задумал возблагодарить богов за победу так, как это делалось при его отце Святославе. Во время походов для кровавого ритуала брали кого-либо из пленных, а в мирное время в присутствии князя и его дружины представители городских слобод и улиц кидали жребий, и слепой случай определял жертву. В тот раз суждено было погибнуть юноше-христианину по имени Феодор.

0016-4973476
Язычники убивают первых христиан.
В.И. Суриков 1884 г.

  К дому его отца Иоанна по указанию Владимира отправили стражу, чтобы доставить отрока к идолу Перуна. Но Иоанн отказался отдать сына на заклание. В гневе и отчаянии он стал обличать ничтожество языческих кумиров: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам!«

  Услышав речь Иоанна, толпа язычников начала рубить углы его дома топорами, и скоро крыша обрушилась на головы несчастных, находившихся внутри. Их гибель привела к серьезным столкновениям между язычниками и христианами в Киеве. Вероятно, она заставила Владимира впервые задуматься о целесообразности принятия христианства как единой религии на Руси.

  В XIII веке церковь объявила Феодора и Иоанна первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле.

  Прощание с варяжской дружиной. Вступив на киевский престол, Владимир сразу осознал, насколько опасно держать в столице варяжских наемников, которые повсеместно творили произвол и насилие. Приведя к власти Владимира, они заявили ему: «Это — наш город, мы его захватили и хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека«. Владимир попросил их подождать месяц, пока киевляне соберут нужную сумму. Однако скандинавы от него так ничего и не получили. Видя, что князь Владимир не уступит, варяги сказали: «Обманул нас, так отпусти в греческую землю«. Это Владимир сделал с радостью. Однако прежде отобрал среди наемников умелых воинов, «мужей умных, добрых и храбрых«, и «роздал им города«, направив в разные волости страны воеводами или тысяцкими. Основная масса наемников двинулась в Царьград, получив от князя положенное вознаграждение. Отказавшись от использования варягов в своем войске, Владимир стал формировать русские дружины по городам и готовить ратников к военным походам.

0017-1988992  Войско Владимира Святославича. Киевское государство в начале правления Владимира объединяло огромную территорию Восточной Европы от Дуная и Черного моря до великих северных озер, и даже дальше — до океана, а с запада на восток — от Прибалтики до Урала и Волги. Укрепление единства обширного государства находилось в тесной связи с развитием его военной организации. Князь Владимир изменил порядок формирования своего войска. Он встал во главе не только великокняжеской дружины, состоявшей из людей военных, но и ополчения свободных общинников и горожан (воев). Вой не были постоянной армией, их собирали по мере надобности. Еще в 980 году, когда Владимир шел в поход на полоцкого князя Рогволда, он, помимо варягов, словен, чуди и кривичей, «собрал воев много». В зависимости от серьезности похода и опасности врага, князь решал, достаточно ли ему будет рати из «лучших мужей» или следует собирать «воев» по русским городам и землям.

  Княжеская дружина. Все законы Владимир принимал при согласовании с большой дружиной, которая состояла из «княжих мужей», добывших себе славу и высокое положение преданной службой князю. Князь, при этом, мог привлекать в дружину любого, кто проявлял способности в ратном деле. Военачальниками в его войске были представители разных племен и народов. Главное и решающее значение имела личная доблесть, а не социальное положение.

  Младшую дружину составляли отроки, выполнявшие различные поручения при княжеском дворе. Они не привлекались к делам государственного управления. В «дружинный» совет князя Владимира входили «старцы градские» — выборные военные власти Киева и, возможно, других городов. В то время большие города были устроены по-военному, и каждый из них, в случае необходимости, выставлял полк, называвшийся «тысячей», которая подразделялась на «сотни» и «десятки». Назначаемые князем тысяцкие, сотские, десятские составляли военно-правительственную верхушку общества.

  Для своей дружины князь Владимир по воскресным дням устраивал пир в гридницах на теремном дворе. В застолье участвовали не только киевляне, но и городские старцы других городов. В гридницу допускались бояре, тысяцкие, сотские, десятские. Простой народ и «убогие» обедали на дворе. По указу князя, яства развозили по городу и раздавали «неимущим потребное».

  Государственный порядок на Руси при князе Владимире. Князь Владимир продолжил начатое еще его предками покорение восточного славянства. В подчиненных землях он оставлял своих посадников, которыми являлись или члены княжеской дружины, или подросшие сыновья. Наместники имели собственные дружины, так как они были обязаны защищать вверенные их опеке земли, а также собирать с населения дань для Киева.

  Владимир не стал менять порядок сбора дани, установленный его бабкой — княгиней Ольгой, учредившей на подвластных землях погосты, куда подданные свозили меха, мед, воск, лен и прочее. В некоторых местах княжеская дружина во главе с воеводами продолжала еще ездить на полюдье в земли разных племен. Собранным добром киевский князь делился с дружиной, которая постепенно преобразовывалась в правящее сословие. Дань питала внешнюю торговлю Киевского княжества, которую вел верховный правитель.

0018-3492648  Охрана торговых путей. Первостепенной обязанностью великих князей испокон веку была охрана торговых путей, которые вели к иноземным рынкам. С появлением в южнорусских степях печенегов это стало нелегким делом. К примеру, плавание в Константинополь таило в себе многие опасности. Собранный под Киевом на Днепре караван княжеских, боярских и купеческих судов обычно отправлялся в путь в июне. На их пути встречалось в то время до девяти днепровских порогов. Русские лодки-«однодеревки» иногда удавалось протолкнуть шестами между валунов, высадив из них людей. В опасных местах дружинники и челядь вытаскивали суда на берег и тащили их волоком или несли на плечах. При этом вооруженный отряд непременно патрулировал степь, охраняя караван от нападения печенегов.

  Миновав пороги и принеся благодарственные жертвы богам, путники спускались в днепровский лиман. Далее им предстояло не менее опасное путешествие по морю. Отметим, что через Киев также проходил древний путь «из варяг в греки», соединявший Скандинавию и Византию. Из столицы Киевской Руси наезженный торговый путь вел на запад к Кракову, а далее к Регенсбургу на Дунае. Важным для торговли с Востоком был путь из Киева в Булгар на Волге.

Прокрутить вверх