Нечистики

Нкчистики

Искры от кремня

  Давным-давно, еще когда земля только что была сотворена, затеял бог высекать огонь. Ударил по кремню — и вместе с искрами посыпались белоликие, светлые ангелы. Радостно приветствовал их Господь и населил ими всю поднебесную. Однако в скором времени Деннице, главному вождю ангельских полчищ, запала мысль завладеть Господним престолом. Большинство ангелов отвернулось от него с отвращением, но нашлись и такие, которые предали своего Творца и восстали против него.

  Страшно разгневался Господь, назвал отступников силой нечистой и двинул на них все громы небесные. Бунтовщики пустились в бегство, однако через три дня и три ночи были настигнуты и низвергнуты в бездны преисподние, где основали царство ада во главе с Сатаной. Сами они обратились в чертей. С тех пор некоторые из чертей, между прочим, хромые, потому что перешибли себе ноги при падении.

  Но удары божественной десницы были настолько сильны, что множество нечистых не смогло удержаться даже на краю бездны. Они сверзились с небес и начали падать на землю. Летели, летели сорок дней и ночей... Когда были у самой земли, подул сильный ветер и разметал их в разные стороны. Некоторые упали в лес — так возникли лешие и лесовухи. Некоторые — в воду, и стали зваться с тех пор водяными, водяницами и русалками. Иные рухнули в омуты или болота — это омутники и омутницы, болотники и болотницы. В степь угодили степовые, на поля — полевики, луговики, межевики, стоговые, ржаницы и полудницы. На перекрестках поселились встречники. В человеческие жилища свалились домовые, дворовые, кикиморы, подполяники, амбарники и сарайники, а также баенники, овинники или гуменники.

  Куда кто упал, там и прижился, и живет до сих пор.

А. Ремизов. Из цикла "К морю-океану"

  И кого только не было там: домовые, домихи, гуменные, банные, лесунки, лесовые, лешие, листотрясы, кореневые, дупляные, моховые, полевые, водяные, хлевники, чужаки, наброжие и облом, костолом, кожедер, тяжкун, шатун, хитник, лядащик, голохвост, ярун, долгоносик, шпыня, куреха и шептун со своею шептухой.

  ...Вот обогнул Нежит старую ель и бредет — колыбаются синие космы. Продвигается тихо, толчет грязи по мху и болоту, хлебнул болотной водицы, поел, идет, другое идет, неприкаянный Нежит, без души, без обличья.

  То он переступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнем прожигает, то как старик сухоногий — берегись, исказнит! — то разудалым мальцом и уж опять, как доска, вон он — пугало пугалом.

  Сел Нежит в мягкую траву, закатил болотные пялки, загукал Весну...

  Нечистиками или нечистой силой принято называть вообще все потусторонние создания, вредоносные человеку, всех недобрых духов и божеств. Это олицетворение всего зла, подстерегающего нас в жизни.

  В народном сознании глубоко укоренилось верование, что сонмы злых духов неисчислимы.

  Очень мало на божьем свете таких заповедных святых мест, в которые они не дерзали бы проникать; даже православные храмы не освобождены от их дерзких нашествий. Эти бесплотные существа, олицетворяющие собою самое зло, — исконные враги человеческого рода.

  Они не только наполняют безвоздушное пространство, окружающее Вселенную, не только проникают в жилища, делая многие из них необитаемыми, но даже вселяются в людей, преследуя их беспрестанными искушениями.

  Насколько многочисленны эти незримые людские ненавистники, можно судить по богатству самых разнообразных прозвищ этой нежити, лукавой и нечистой силы.

  Более сорока имен черта насчитано В.И. Далем в его "Толковом словаре живого великорусского языка": нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, дьявол, князь тьмы, царь ада, ворог, лукавый, нелегкий, морока, лихой, шут, шайтан, черная сила, черный и так далее и тому подобное!

  Так как на землю было свержено нечистой силы несчетное множество, то она, во избежание вражды и ссор, очертила свои владения кругом.

  Этот круг возымел особое действие и силу: всякий попавший в него и переступивший след нечистого обязательно блуждает и без помощи особых средств из него не выйдет, не избавится от дьявольского наваждения.

  Нечистая сила вездесуща, однако особенно предпочитает так называемые "нечистые места": пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота и особенно перекрестки, росстани дорог.

  Любит она мосты и подмостья, границы сел и полей, всяческие пещеры и провалы подземные, все виды водоемов и неприкрытые сосуды с водой, колодцы; обычное место ее обитания — сухая верба, орех, груша.

  Нечистая сила наиболее опасна в "нечистое" время года и суток: на рождественские святки, в ночь на Ивана Купалу, в глухую полночь и самый полдень, после захода солнца и перед его восходом.

  Время особенного разгула нечисти — Страстная пятница перед Пасхой, день выноса плащаницы. До Христова воскресения еще далеко, и вся злая сила предается безудержному ликованию. Остерегаться нечисти следует в периоды от рождения ребенка до его крещения, от самих родов и до посещения молодой матерью церкви.

  Все нечистики обожают менять облик и морочить человеку голову даже своим видом: у русалок рыбий хвост, у водяного порою тоже, да и борода у него зеленая, и тулово покрыто чешуей, в то время как у домового — жесткой шерстью.

  Также нечистая сила может являться в образе вороха сена или катящегося клубка, пыльного столба, вдруг нападающего на человека (особенно этим отличаются встречник или дедушка степовой), скидывается колесом, синими блудячими огоньками...

  Впрочем, она может принимать любой облик, вещает громовым голосом и перемещается с необычайной быстротой.

  Хоть, как правило, нечистая сила враждебна человеку, но иная, по причине долговременного с ним общения, постепенно подобрела и даже оказывает разные услуги. Например, домовой почти всегда привязан к своим хозяевам, хотя если разозлится за что-то, хоть всей семьей из дому беги. Kеший тоже иной раз готов помочь человеку, но чаще норовит всячески напакостить. Любовь русалок или омутниц весьма опасна.

  Конечно, поскольку нечистая сила обладает волшебной силой, пусть и недоброй, находится немало желающих вступить с ней в союз и дурным делом поживиться. Охотники норовят подружиться с лешим, чтобы нагонял им дичь в силки или под пулю, а рыбаки — с водяным, надеясь увеличить свой улов. Ведьмы любезничают со всеми чертями подряд без разбору. Любвеобильные парни ласкаются с русалками...

  Но следует помнить, что привязанности нечистой силы недолговечны и чреваты самими опасными последствиями. А связавшийся с нею попадет после смерти прямиком в ад.

  Вообще всякий нечистый так и норовит вовлечь человека во грех.

  Навлекает позорные болезни, искушает и смущает соблазнами, побуждает к самоубийству (а это особенно угодно дьяволу!), вынуждает проклинать непослушных детей, после чего их можно похитить и принести вместо них своих обменышей... Да мало ли чего дурного способен совершить человек под воздействием злых сил!

  А чтобы не поддаваться нечистикам, надобно всячески оберегаться.

  Например, не купаться в реке до Троицы и после Ильина дня (водяной утащит на дно), не шляться в полночь, особенно — не ходить в эту пору на росстани дорог, чтоб не нарваться на встречника.

  Нельзя оставлять открытой посуду с водой или едой (нечистик туда плюнет), нужно заслонять колыбель, чтоб кикимора не подменила ребенка, завешивать на ночь окна (не то упырь, оживший мертвец, заглянет и напугает до смерти), при похоронах завешивать зеркало, чтоб не увидеть там плачущего покойника...

  Надобно выучить молитвы-обереги, особенно молитву своему ангелу-хранителю, зааминивать нечистую силу (приговаривать: "Аминь, аминь, рассыпься!"), плевать только через левое плечо (именно там всегда стоит нечистая сила), очерчиваться при опасности волшебным кругом, почаще осенять себя крестным знамением.

  Следует также знать, что нечистая сила боится пения петуха, четных чисел, чертополоха, мака, полыни, всех железных режущих и колющих предметов (например, полезно носить на одежде булавку). Мак или рыболовная сеть имеют большое оберегающее значение потому, что нечистая сида не знает, сколько зернышек в маковой головке или узлов да ячеек в сети, а имеет влияние только на известные предметы и вообще любит считать, то есть ее можно отвлечь счетом от человека.

  Никогда не следует нечистых называть определенно, а только иносказательно, скажем, лешего зовут хозяином и т.п.

  Есть также специальные заговоры на отогнание нечистой силы, которые очень полезно знать.

  Вот один из таких заговоров (он наговаривается на воск, который затем нужно прилепить к тельному кресту):

  "Знаменуйся, раб божий (имярек) крестом животворящим, одесную и ошую, спереди и сзади. Крест на мне, рабе божием (имярек), крест передо мною, крест за мною, крест — дьявола и все враги победи ша. Да бежит бесо-ве, вся сила вражия от меня, раба божия (имярек), видевшу, яко молнию, крестную силу опаляющую. Близ меня Христос и вся сила небесная: Михаил, Гавриил, архангелы и ангелы, начала, власти, престолы, Господни силы и нерушимо страшные серафимы и святые ангелы-хранители, преданные мне на соблюдение души и телу моему от святого крещения. А далече от меня со своей темнообразною силою стоит, и со всеми человеки прогнан бысть, третьюстами и шестьюдесятью ангелы стали божии. Молитв ради Пречистыя Твоея Матери, Господи Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй мя, грешного раба Твоего (имярек), всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь".

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"