Иоанн Киннам

1 Из Малой Азии.

2 Константинополь.

3 Военные действия проходили на пространстве между Дунаем и, несомненно, Балканами.

4 Кочевники, нахлынувшие при Иоанне II Комнине на Византию, практически единогласно до сих пор считались печенегами. Сложность вопроса заключается в многозначимом содержании этникона «скифы», которым в большинстве византийских источников обозначаются вторгшиеся в Византию из-за Дуная в конце 1121 г. кочевники. Мы имеем дело с фактически последним крупным передвижением печенежских (в союзе с узами) племен. Византийские авторы говорят об их переходе «всем войском», или «всеми силами» (Cinn. 7.16-17; Mich. Ital. III: P. 83.9-11). Такое движение могло в то время быть вызвано, в частности, и давлением Руси, если к тому же учесть половецкую опасность для печенегов и узов, вытеснявшихся из причерноморских степей.

5 Дунай.

6 Дунай исторически воспринимался как граница Византии на севере.

7 Племенные вожди. Уже в античной и ранневизантийской литературе термин обозначал правителей варварских государств. Территория подобных государственных образований, подвластная филархам, называлась в византийских текстах филархией. Никита Хониат сообщает, что печенеги здесь расположились «по филам» (Hist. 14.51).

8 Киннамом описаны традиционные методы византийской дипломатии, одним из которых был подкуп; и как бы ни оценивать его: как стыдливую замену «дани» более мягким «подарки» (что в данном случае маловероятно) или как средство oxpaны границ, он был очень действенной мерой, когда дело касалось кочевников, особенно разноплеменных.

9 Никита Хониат и Михаил Италик позволяют дополнить лаконичное повествование Киннама о ходе боевых действий. Натиск ромеев натолкнулся на крепкую оборону противника. Киннам и Никита Хониат подробно рассказывают о военной хитрости печенегов, огородившихся повозками и создавших тем самым подобие крепости, сквозь «стены» которой невозможно было пробиться нападавшим, но из-за которой легко было поражать противника (Cinn. 8.6-12; Nicet. Chon. 15.73—82; ср. Michel le Syrien. Vol. 3. P. 206). Такой вид защиты позволил печенегам удачьно отбивать атаки войска Иоанна II. Требовалось какое-то решительное действие, чтобы сломить эту оборону.

10 Об участии самого Иоанна II Комнина в бою сообщают также Никита Хониат и Михаил Италик. Но если Хониат просто говорит о его помощи той или иной части войска, то Михаил Италик упоминает о ранении василевса (Mich. Ital. XLIV: P. 285, 1-2). Намек на это содержится и в сочинении Никифора Василаки: Nicephorus Basilica Orationes et epistolae / Ed. A. Garzya. Leipzig, 1984. P. 89.8.

11 Об ограждении печенегами своего лагеря повозками, создавшими тем самым подобие крепости, сквозь «стены» которой невозможно было пробиться нападавшим, но из-за которой легко было поражать противника, сообщает и Никита Хониат (15.73—82; ср.: Michel le Syrien. Vol. 3. P. 206). Использование печенегами повозок в сражениях было их, видимо, хорошо известным византийцам тактическим приемом.

12 В изложении решающего момента битвы анализируемые нами авторы расходятся. Четок рационалистический рассказ Киннама (Cinn. 8.12-18). Василевс, видя, что атаки печенежского укрепления безуспешны, решает штурмовать его не на конях, а спешившись (то же сообщает и Михаил Сирийский: Vol. 3. Р. 206). При этом он приказывает «британским» секироносцам рубить телеги противников. Это приносит успех: «скифский» лагерь захвачен. Хониат отмечает другое (Nicet. Chon. 15.83-93). В битве василевс не только оказался хорошим и умелым воином, но и проявил невиданное благочестие: когда ромейские фаланги изнемогали под натиском врагов, он, взяв икону Богоматери и с плачем взирая на нее, в уничижении проливал слезы, более горячие, чем пот сражавшихся. И не бесплодно, по словам повествователя, было действие это: тотчас же василевс облекся силою свыше и прогнал скифские войска, как некогда Моисей, простерши руку, отвратил полчища амаликитян.

13 Императорская гвардия, состоявшая из русских и скандинавов. При Алексее I Комнине в основном императорскую гвардию стали постепенно составлять англосаксы, особенно после норманнского завоевания Британии в 1066 г.

14 Среди участников II крестового похода Киннам называет «бриттов и британцев» (67.3-5).

15 О расселении в ромейских пределах большей части оставшихся в живых печенегов, сдавшихся византийцам, сообщает и Никита Хониат (16.4-8). Он указывает, что это была «западная» часть государства (16.7; ср. в «Исторических стихотворениях» Феодора Продрома: Ф. Пр. S. 345-346, XXIX.6-16; XXV.35; 338, XXV.88).

16 О зачислении «скифов» в византийскую армию в качестве вспомогательных отрядов сообщает и Никита Хониат (16.8—9). П.В. Голубовский идентифицировал этих разбитых тюркских кочевников с обосновавшимися в 1124 г. в Венгрии половцами.

17 Византийские императоры с целью увеличения войск заселяли территорию империи пленниками соседних народов и племен и превращали их в стратиотов.

18 Об итогах последней войны печенегов мы узнаем у Киннама и Никиты Хониата. Большая часть оставшихся в живых и сдавшихся византийцам была расселена в ромейских пределах (Cinn. 8.19-22; Nicet. Chon. 16.4—8). Хониат указывает на то, что это была «западная» часть государства (Nicet. Chon. 16.7). Такое определение не противоречит представлению византийцев о локализации Подунавья. Кроме того, немалая часть «скифов» была зачислена в качестве вспомогательных отрядов византийской армии (Cinn. 8.22; Nicet. Chon. 16.8-9). Действительно, в дальнейшем мы встречаем печенегов в составе ромейского войска. Наконец, большая часть пленников, по Хониату, была продана (Nicet. Chon. 16.9-10). Это хронологически последнее несомненное упоминание печенегов в византийских источниках, не считая поздних компиляций. По-видимому, эта победа над печенегами современниками воспринималась как решающая и окончательная.

19 Термин «этнос» (народ, племя) применялся к социальным группам, противопоставляющимся в Византии ромеям. В библейском значении (см.: Пс 2:1; Мф 10:5) это — племена, чуждые избранному народу. Для византийцев — иноверцы и язычники или иноземцы (например, франки, болгары).

20 Т.е. турок-сельджуков, которых Иоанн Киннам называет «персами» или просто «варварами» в Азии.

21 Кампанией, наиболее близкой по времени к печенежской войне Иоанна II Комнина. мог быть поход на турок-сельджуков Иконийского султана, состоявшийся около 1124 г. Обращает на себя внимание в таком случае временной разрыв в ходе повествования византийского историка. Однако этот поход мог иметь место и в зиму, непосредственно после печенежской войны. Тогда датировку следует перенести на год-два ранее.

22 О событиях и источниках см.: Chalandon 1912. Vol. 2. P. 51.

23 Об образе жизни и питании печенегов и куманов подобные сведения есть у Оттона Фризингенского: MGH SS Vol. 20. Р. 233 sq. Об употреблении кочевниками в пищу мяса и молока упоминается и в других средневековых источниках (Гардизи, Петахья). Вместе с тем нельзя исключить здесь аллюзии на Геродота, описавшего образ жизни скифов (Геродот. IV.64 sq.).

24 Описываемые Иоанном Киннамом события являются эпизодом II крестового похода.

25 В данном случае Киннам называет «варварами» германских крестоносцев, именуемых «аламанами».

26 Мануил I Комнин.

27 Тяжелая пехота — «войско гоплитов» — была оснащена кольчугами, щитами, мечами.

28 «Катафрактами», или латниками, называлась тяжелая конница (кольчуги на воинах, палицы, длинные пики, щиты, мечи). С последней трети X в. «катафракты» стали основной ударной силой византийской армии.

29 Скорее всего, имеется в виду легкая конница, вооруженная копьями, щитами, луками.

30 Имеются в виду тюркские кочевники (печенеги или половцы). В этом сообщении Киннама отражена издавна утвердившаяся в Византии и оправдавшая себя традиция соединять или сохранять в одном отряде воинов-единоплеменников или земляков, так как в таких случаях было в большей мере свойственно чувство взаимной выручки.

31 В данном случае Киннамом употреблено архаизированное название турок-сельджуков.

32 Вероятно, здесь имеется в виду легкая пехота, оснащенная луками, дротиками, пращами. Таким образом, в описании Киннама, в битве принимают участие все виды византийского войска — легкая и тяжелая пехота, легкая и тяжелая конница и вспомогательное войско, т.е. налицо все пункты «воинской науки» по части построения армии.

33 Рассматриваемые события представляют собой первый из известных набегов «скифов»-куманов из-за Дуная на Византию в царствование Мануила I Комнина, когда неоднократные столкновения с задунайскими кочевниками вошли в комплекс сложных многосторонних византино-венгеро-русских отношений в то время.

34 Т.е. Мануил I Комнин.

35 Филиппополь (совр. Пловдив в Болгарии).

36 Встречающийся у Киннама в рассказе о войне Мануила 1148 г. с кочевниками этноним «скифы» (93.2, 12. 20; 94.1, 13, 16; 95.2, 3, 20; 96.9) обозначает куманов-половцев (ИБП. Т. 14. С. 226. Примеч. 2). В народноязычной парафразе исторического сочинения Никиты Хониата («версия В») всюду в рассказе об этих событиях употреблен термин «куманы». Куманы, переправившись через Дунай, не только не перешли Балканский хребет, но и их распространение вплоть до Балкан не определяется точно источниками: выражение Никиты Хониата «опустошали земли при Геме (совр. Балканы. — М.Б.)» (Nicet. Chon. Hist. 78.39 sq.; ср.: в народноязычной парафразе — «грабили Загорье»: Bonn. 103.21 sq.) может относиться к территории Паристриона и даже к пространству, близкому к Дунаю.

37 Обычно в литературе считалось, что здесь имеются в виду Арджиш и Дымбовица, или Ведя и Арджиш, или, может быть, Арджиш и рукав самого Дуная. Что это за реки, точно определить трудно. Ясно, что они встретились ромеям вскоре после их переправы через Дунай, ибо для перехода через эти две реки Мануил приказывает вернуться к Дунаю и оттуда на лошадях перетащить лодки (94.7-10). Это могли быть, помимо возможных традиционных атрибуций, и Борча, и Яломица.

38 Толкование этой фразы у Киннама всегда вызывает споры. Несомненно, что это место текста испорчено.

39 По В.Г. Васильевскому (Васильевский 1930. С. 31), это — Галицкая Русь. Действительно, западные пределы Галицкого княжества упирались в Восточные Карпаты. Таким образом, несостоятельным оказывается распространение далеко на юг (что делается только на основании этого свидетельства Киннама) границ Галицкой земли. Половецко-византийская война 1148 г., скорее, шла на более ограниченной территории, не только не распространяясь на русские земли, но вряд ли заходя даже в половецкую степь.

40 Очевидно, это — печенеги на византийской службе (ИБИ. Т. 14. С. 227. Примеч. 3). Возможно, это также и узы.

41 Обычно в литературе (Васильевский 1930. С. 31 и др.) отождествляется с упоминаемым чуть ниже Сотасом (ИБИ. Т. 14. С. 228. Примеч. 1: «Сот—куманский племенной вождь, крещенный под именем Лазарь»).

42 Традиционное наименование в византийских источниках племенных вождей «варваров», особенно кочевых народов.

43 П. Нэстурел (Nasturel 1969), не отождествляя Согаса с Лазарем, предполагает его кавказское происхождение (= «Шота»).

44 Описываемые Киннамом события представляют собой важные моменты истории византино-сербско-венгеро-галицких политических взаимоотношений в XII в. Отношения Византии с сербами в этот период были очень напряженными. Византийское правительство, играя на противоречиях в среде сербской знати и поддерживая одни группировки против других, сохраняло контроль над сербской территорией.

45 Имеется в виду взятие Зевгмина и его разорение (с санкции Мануила).

46 Т.е. р. Сава — правый приток Дуная, протекающий через северные районы совр. Сербии. Киннам пользуется архаичным гидронимом. Актуализация древнего термина — у Кекавмена (Кекавмен. Советы и рассказы. С. 268.27-28).

47 Т.е. венгров (Moravcsik. ВТ II. S. v.), взятых в результате битвы за Зевгмин (Землин). Многие пленные были расселены на византийской территории.

48 Т.е. венгерский король Геза II. Киннам пользуется термином «рикс», лат. rех, которым византийцы обозначали «западных» («латинских») правителей. В ранне-византийской традиции, наследуемой и позже, этот титул применялся также и к болгарским, «гуннским», славянским династам.

49 Т.е. венгров: наряду с термином «гунны» Киннам применительно к Венгрии употребляет и имя «Пеония» (см. выше).

50 Геза II воевал в 1151 г. на р. Саве. Он помогал своему родственнику — князю Изяславу Мстиславичу (ср.: Ипатьевская летопись // ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 447). Начало событиям было положено в 1149 г., когда киевский князь Изяслав Мстиславич в борьбе против суздальского князя Юрия Долгорукого попросил помощи у своего зятя Гезы II (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 384). Владимирко Галицкий был союзником Юрия Долгорукого. Итак, Геза II и Изяслав Мстиславич оказались противниками Владимирко Галицкого и Юрия Долгорукого.

51 В XII в. Галичская земля рассматривалась в Византии как часть «Малой России», по замечанию Андроника (см.: Краткое обозрение. С. 125. Примеч. 1). Никита Хониат называет ее одной из топархий Росов (92.48—49).

52 Владимирко Володаревич (1104-1153) — князь звенигородский и белзский, а с 1141 г. и Галипкий, сын Володаря Ростиславича.

53 Т.е. галицкого князя.

54 Проблема толкования греческого термина νπóσπονδος — одна из давних. Отметим непоследовательность передачи термина в существующих переводах сочинения Киннама. Данное место (о галицком князе) передано как лат. foederatus (Ioannis Cinnami Historia. P. 115.40), болг. — «бил в договорни отношения с ромеите» (ИБИ. Т. 14. С. 238; ср.: Там же. С. 237. Примеч. 1 — «союзник, может быть, и вассал»), серб. — «связанный договором» (Византиjски извори. Т. 4. С. 42), хотя термин в близком тексте о Гезе II (Cinn. 104.19) передан как лат. obnoxiam, болг. — «поставил Сербию под свою зависимость», серб. — «подчинил Далмацию». Принципиальное решение проблемы предложено Г.Г. Литавриным (Литаврин 1960. С. 256 и сл.).

55 История битвы на р. Сане (поздняя осень 1151 г.) отражена в Ипатьевской летописи.

56 Во фрагменте описывается эпизод той же византино-венгерской кампании 1151 г. Мануил, желая сразиться с венграми, во главе которых, как он считал, выступил сам венгерский король, идет навстречу венграм. Преследуя венгров, возглавляемых баном Белой (у Киннама — Велосис), Мануил идет к Браничево.

57 Р. Сава.

58 Город, именовавшийся в римское время Viminatim, лежал по обеим сторонам Млавы при впадении ее в Дунай. Там находятся остатки городов Браничевац и Костолац. Византийские авторы воспринимали Браничево как город на Дунае (Анна Комнина. Алексиада. С. 394).

59 Совр. Тимиш (Timis) в западной части совр. Румынии.

60 Борис Коломанович (Кальманович) — сын венгерского короля Кальмана (Колочана) и Евфимии, дочери Владимира Мономаха. Вырос в Киеве. Кальман обвинил жену, русскую княжну, в неверности и потому самого Бориса не признал своим законным сыном, лишив наследия. Борис нашел приют в Византии. Во главе ромейских войск неоднократно нападал на Венгрию, пока один слуга-куман не заколол его в 1156 г.

61 Венгерский король Геза II (1141-1162).

62 Т.е. Геза II.

63 Описываемые события битвы у Антра (Андрии) представляют собой эпизод итальянской кампании Мануила. Неудачная попытка экспансии в Сицилию и Италию в 1149 г. после взятия византийцами Корфу в 1148 г., когда буря рассеяла византийские корабли и под угрозой выступления на стороне Рожера союзных с ним сербов и венгров Мануилу пришлось отступить на Балканы, тем не менее не заставила византийского правителя отказаться от планов отвоевать Италию.

64 Возможно, это «скифская» конница из тюркских кочевников.

65 Граф Антра, или Андрии, салентинского города. Его следует отличать от графа о-ва Андры, о котором упоминается также в 1155 г.

66 По Киннаму, — «крепость». Называлась Roca или arx Antrae.

67 Иоанн Дука — один из двух византийских полководцев, посланный в Италию, севаст.

68 Михаил Палеолог — второй византийский командующий. Значение имени — «торговец старьем», но оно могло пониматься современниками как «имеющий давних предков». Киннам пишет о Михаиле: «…Палеолог, человек, принадлежащий к римскому сенату, и саном севаст». Согласно «Тимариону», наместник Солуни, по-видимому, при Иоанне II (Васильевский 1930. С. 114 и сл.). Иоанн сослал его, но Мануил вернул из ссылки (Cinn. 70.6-11). В 1147 г. встречал крестоносцев в Сердике, затем ездил послом к Фридриху I и папе Адриану IV, участвовал в италийских войнах 1155-1156 гг. Погиб в битве у Бари в конце 1155/начале 1156 г.

69 Печенежские, или куманские, воины, вероятно, лучники. В византийском войске были, вероятно, и «скифские» всадники.

70 После взятия Антра византийцы пришли в Бари с трофеями.

71 Роберт Басавила — сын тетки короля Вильгельма. Киннам называет его «двоюродным братом сицилийского тирана Рожера», т.е. Рожера II.

72 Т.е. графами, привлеченными Мануилом на свою сторону. В италийской войне Мануила участвовал, например, Александр Гравина и др.

73 После взятия войсками Иоанна Дуки Монополя, по рассказам Киннама, состоялись переговоры между византийцами и Басавилой, просившим помощи. В это-то время, по замечанию Киннама, и подошел императорский флот. События следует отнести к концу 1155 г. до смерти Михаила Палеолога, о чем Киннам повествует ниже.

74 Мануил I Комнин.

75 У Киннама употреблен общий термин «Италия», обозначающий, как правило, Южную Италию (Апулию).

76 В XII в. термин «масагеты» не имел однозначного смысла. Помимо античного мифа о воинственных масагетах (Ioannis Tzetzae Hist. 1968. Chil. XII.893 sq), «масагеты» вместе с «аримаспами» помещаются на краю земли за Кавказом (Constantini Manassis Rom. // Herscher 1859. 11.92). Вспоминается и замысел похода Кира Великого на «масагетов» и «иссидонян». Ряд византийских источников указывает на недвусмысленную атрибуцию этнонима: масагеты византийцами прямо отождествлялись с авасгами (Ioannis Tzetzae Hist. V.587; XII.893; Ioannis Tzetzae Comm. Lycophron. 887), т.е. абхазцами, а также — аланами (Nicephori Gregorae Historia Byzantina 1829. Т. 1. P. 34.1), или албанцами (Zonarae Hist. XI.24) — жителями кавказской Албании. Вместе с тем в других случаях в текстах XII в. возможно понимание «масагетов» как тюркских кочевников Придунавья.

77 Куманы-половцы.

78 «Скифы вокруг Тавра» — иносказательное в Византии наименование «тавроскифов», т.е. печенегов (до нач. XII в.), половцев, а также русских.

79 Куманы.

80 Очевидно, Галлиполи (ИБИ. Т. 14. С. 247. Примеч. 6), совр. Гелиболу. Каллий — афинский политик, заключивший мир, названный впоследствии его именем, в Сузах в 448/449 г. с Артаксерксом I. Этим миром завершились греко-персидские войны.

81 Описываемый Киннамом сбор венгерским королем Стефаном (Иштваном) III войска для войны с Мануилом происходил в 1164 г. По отношению к Венгрии Мануил в 60-е годы продолжал политику отца — Иоанна II, только более агрессивно и ставя перед собой более масштабные задачи. Его действия фактически сводились к расчленению страны путем вмешательства в ее внутренние дела с последующим возможным присоединением отдельных частей к Византии.

82 Т.е. венгерский король Стефан (Иштван) III {1162-1173 гг.). Для уточнения локализации событий можно привлечь лишь сведения о передвижениях Мануила в этом районе.

83 Т.е. германские силы.

84 Скорее всего, кочевые, вероятно половецкие, племена (см. Фрейденберг 1959. С. 37. Примеч. 88). Однако в XII в. «скифами у Тавра» византийцы называли и русских. В таком случае не исключено участие русских дружин в византино-венгерских войнах этого периода.

85 Т.е. армию богемского короля, который со времени II крестового похода, когда он поддерживал Конрада III, был вассалом Мануила (Cinn. 223). Он выполнял и роль посредника между Мануилом и Стефаном (Иштваном) III в переговорах.

86 На стороне Стефана III в войне участвовал чешский (богемский) король Владислав II (1140-1173). Венгерский двор был близок с чешской династией, а сам Стефан III способствовал его брачному союзу с домом галицкого князя Ярослава.

87 Византийское посольство Мануила Комнина на Русь описано Киннамом в связи с событиями византино-венгеро-русских политических взаимоотношений в середине 60-х годов XII в. и, очевидно, должно рассматриваться в комплексе этих вопросов.

88 Скорее всего, здесь имеет место первое (и единственное) упоминание этого липа, на что указывает формула его «представления» автором читателю: «…возводил свой рол к Комнинам». Интересно, что эта фраза в точности повторяет выражение Никифора Вриенния о Мануиле Эротике, являющееся началом 1-й книги его «Исторических записок» (Nicephore Biyennios. Hist. 1975. P. 75.1).

89 Обычное для византийцев, в том числе и в XII в., наименование русских. Хотя Киннам не указывает место, куда прибыл Мануил, можно думать, что под «архонтом» тавроскифов подразумевается правящий в Киеве князь. Характерно употребление термина «этнос», нередко применявшегося в византийской традиции по отношению к язычникам (или вообще к «варварам»), в связи с русскими.

90 Термин, обычно прилагаемый византийцами (наряду с титулами «филарх», «гегемон», «первенствующий» и т.д.) к иноземным правителям: болгарским царям, сербским господарям, чешским, венгерским, польским королям и т.п. Здесь, очевидно, имеется в виду великий князь, правивший в Киеве. В это время киевский стол занимал Ростислав Мстиславич (1154-1168).

91 Это замечание важно осмыслить с учетом характера византино-киевских отношений той поры. «Видимо, намечалось сближение Византии со смоленско-киевским великим князем, который опасался усиления Суздаля. Так, киевский посол Гюрята Семкович ехавший в 1164 г. в Византию договариваться о возвращении митрополита Климента, встретил в Олешье императорского посла, который вез нового митрополита Иоанна. В послании император Мануил просил Ростислава принять этого ставленника и подкрепил свою просьбу богатыми дарами («приела цесарь дары многы Ростиславу: оксамиты и паволокы и вся узорочь разноличная»). В летописи здесь дефект, но из всего повествования Киннама мы знаем, что император искал помощи против Венгрии и союзной с ней Галичины» (Пашуто 1968. С. 193).

92 Византия стремилась расколоть связи Киева с Галичем, с которым в это время были у империи противоречия как в Нижнем Подунавье, так и в Венгрии. Киевский князь будто бы обещал императору помочь против Венгрии (Грот 1889. С. 329 и сл.). Ростислав согласился принять Иоанна (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522), который умер в 1166 г., но в венгерской войне заметного участия не принимал и с Галичем (который поддерживал связь с Черниговом) сохранил дружбу.

93 Галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187), сын князя Владимирко Галицкого. Сильный, могучий правитель разросшегося к этому времени княжества. Столица княжества, г. Галич, впервые упомянута в 1141 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 308). Территория княжества оформилась в середине XII в.: о Галицкой земле упоминается в 1152 г. при князе Владимирке. Галицкое княжество простиралось на обширном пространстве между Днестром, Саной, Средним Подунавьем, находясь на перекрестке важнейших торговых путей и будучи важным экономическим центром Руси, в частности, по добыче соли.

94 Термин «гегемон» соответствует княжеской титулатуре иноземных властителей в византийской терминологии. «История» Киннама выделяет Галич из прочих русских земель. Интересно, что в западноевропейской историографии Галинкое княжество также выделялось среди государств Европы: Кадлубек называет Галицкое княжество «regnum» — «королевством».

95 «Заинтересованное в галицком союзе против Венгрии византийское правительство в эти годы заключило какой-то договор с Ярославом, о нарушении которого и идет речь в послании Мануила князю Ростиславу. Следовательно, утверждение Ярослава Осмомысла на Дунае и его сближение в 1159 г. с Венгрией не на шутку беспокоило империю» (Пашуто 1968. С. 195).

96 Севастократор Андроник Комнин, будущий император Андроник I (1183-1185), узурпировавший власть и затем свергнутый. Сын севастократора Исаака Комнина — брата василевса Иоанна II. Значение роли галицкого фактора в русско-византийских отношениях этого периода некоторыми учеными выводилось из того факта, что Андроник был сыном севастократора Исаака и русской княжны, дочери галицкого князя Володаря, следовательно, родственником Ярослава Осмомысла.

97 М.М. Фрейденберг (Фрейденберг 1959. С. 41), считая, что Андроник был посажен в тюрьму в 1154 г., датирует прибытие его на Русь 1163-1164 гг. В этом случае эта дата сходится со свидетельством Ипатьевской летописи под 1164 г. Никита Хоннат сообщает только, что Андроник просидел в тюрьме «достаточное время» (106.87). И. ван Дитен принимает весь срок с начала 1155 до осени 1158 г. в качестве возможного периода свершения этих событий.

98 По сообщению Ипатьевской летописи, в 1164 г. в Галич «прибеже из Царьграда братан царев кир Андроник».

99 Византийский посол — Мануил Комнин.

100 Существуют различные предположения относительно того, какого именно князя здесь имеет в виду Киннам. В Cod. Vat. gr. 163 (единственной рукописи сочинения Киннама), на л. 254 ясно читается греч. Πριμισθλαβος. Исходя из имеющегося текста сочинения Киннама, наиболее вероятна идентификация Примислава с Ярославом Галицким. Однако возможная порча текста не позволяет давать твердое обоснование этому предположению.

101 Необходимость высокого посольства на Русь для получения военной помощи свидетельствует о равноправии Византии и Галича в политических вопросах, отсутствии вассальной зависимости в это время Руси от империи, так как сюзерен получал в свое распоряжение военные силы подданных династов автоматически — без специальных посольств.

102 «Архонтами» византийская традиция называла, в частности, иноземных правителей, в том числе и русских князей. В данном пассаже термин «архонт» заменяется в близком контексте термином «первенствующий» (Cinn. 235.4, 236.8).

103 Великий князь киевский Ростислав Мстиславич (1154—1168). По сообщению Киннама (236.3), именно он клятвой подтвердил свое согласие оказать Византии помощь в действиях против Венгрии. Итак, отношения Киева с Византией, натянутые в начале правления Ростислава, улучшились впоследствии.

104 Подробности этого посольства известны из русской летописи (Ипатьевская летопись под 6672 г.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 92.8). Заключенный договор, в частности, обусловливал порядок назначения митрополита в Киеве, военную помощь для империи.

105 Ярослава Осмомысла Галицкого.

106 Венгерский король Стефан (Иштван) III.

107 Dolger F. Regesten. Bd. 2. № 1461. См.: Грот 1889. С. 327 и сл.; Chalandon 1912. Vol. 2. P. 482-483.

108 По Киннаму (260.21), русская княжна в 1166 г. была еще в Венгрии.

109 Т.е. венгерского короля Стефана (Иштвана) III. Термином «пеонцы» обозначаются венгры.

110 Безыскусность, простота, бесхитростность — один из топосов описания «варварского» мира у византийцев. Идущие от античных времен представления об экзотической чистоте человеческих отношений, идиллическом миролюбии и беззаботной веселости (из авторов XII в. см.: Никита Хониат — Nicetae Choniatae orationes et epistolae 1972. P. 196. 18 sq.; Михаил Хониат — Lampros 1879. Т. 1. С. 99.31-100.3; Евстафий Солунский — Tafel 1964. Р. 64.6 sq., 75.8 sq.) стали компонентами описательного «этнического портрета» «варварского» мира в византийской историографии и риторике.

111 Итак, отношения Византии как с Киевом, так и с Галичем в результате посольства Мануила Комнииа упрочились. Свидетельством дружественных связей Византии с Русью в это время является быстрый рост числа русских монахов на Афоне. В 1169 г. афонский протат уступает русским большой запустевший монастырь Солунцев (Солунца) со всеми его владениями, сохранив за русскими и обитель Ксилурга. Монастырь Солунца, или Русский монастырь св. Пантелеймона, скоро стал одним из крупнейших монастырей Афона и в течение многих веков играл важную роль в развитии русско-византийских и русско-греческих связей.

112 Киев. Предложенная специалистами поправка к чтению — Киава и даже Киова, что могло быть ближе к русскому произношению, основана на возможном одинаковом написании минускульных «β» и «μ». Однако в рукописи отчетливо читается «Киава», так что оснований для пересмотра текста нет. Киннам или его информатор весьма верно определили не только политическую, но и престижную функцию владения в XII в. киевским столом, за который шло ожесточенное соперничество русских князей.

113 Античное значение термина «митрополия» (город — основатель колоний) сохранялось и в византийский период. Однако наиболее характерно для греческого языка византийского периода значение этого слова как технического термина, обозначающего церковную область (управляемую митрополитом), в которую входило несколько епископий — также церковных округов. В данном случае возможна контаминация значения: церковный центр (что особенно важно для Византии, посылавшей в Киев иерархов из Константинополя) и столица (наиболее общее, нетехническое значение слова) объединились в данном случае (ср.: Рорре 1968).

114 Киевская Русь находилась под супрематией константинопольского патриархата, в соответствии с чем на Русь из Константинополя отправлялись митрополиты-греки (Щапов 1989. С. 164 и сл.). Из 24 известных на Руси митрополитов X — начала XIV в. 22 были греками. В середине XII в. проблема русско-византийских церковных отношений в связи с постановлением иерархов из Византии приобрела особую остроту.

115 Киннам выражает представление о Киеве как о столице всего Древнерусского государства. Аналогом греческого термина «митрополия» может служить его древнерусская калька «матерь городов русских», приложимая к Киеву.

116 В данном случае, очевидно, Ростислав (см.: Левченко 1956. С. 483-487).

117 Германский император Фридрих I Барбаросса (1152-1190), который, еще будучи герцогом швабским, участвовал во II крестовом походе. Действия Фридриха в Южной Европе логически вытекали из всей прежней захватнической политики Штауфенов в этом регионе. В отношениях с Византией в середине 60-х годов XII в. важное значение имели связи с германским императорским домом волынского князя.

118 Создавая около 1165 г. коалицию против Иштвана III, Мануил заключил соглашение с Фридрихом Барбароссой. Этот союз не только нейтрализовал германские силы от возможной поддержки Венгрии, но и дал возможность Византии привлечь к войне с Иштваном силы многочисленных союзников Фридриха I.

119 Генрих Язомиргот Бабенберг, маркграф, с 1156 г. — австрийский герцог. Брат германского императора Конрада III, с которым он участвовал во II крестовом походе.

120 Генрих Австрийский был мужем племянницы Мануила — Феодоры (дочери Андроника Комнина и Ирины Комниной). Он женился в 1148 г. в период пребывания крестоносцев Конрада III в Константинополе.

121 Обычно считается, что это печенеги (Chalandon 1912. Vol. 2. P. 483, п. 2), события датируются началом 1164 — концом 1165 г. К.Я. Грот (Грот 1889. С. 337) видит в этих «скифах» кочевников-наемников. Возможно, что ими были куманы.

122 Сельджукский султан Иконийского султаната (Рум) — Кылич-Арслан II.

123 М.М. Фрейденберг (Фрейденберг 1959. С. 42) отмечает, что личность Владислава неизвестна. По мнению Е.Ч. Скржинской, здесь в источнике ошибка: на самом деле речь идет о Мстиславе, а не Владиславе.

124 Т.е. русских князей.

125 В XII в. известны случаи, когда русские князья приходят к византийскому двору и становятся поддаными императора, получая при этом в удел определенные земли в Византии. Такими были и Василько и Мстислав Юрьевичи. При этом характерно, что. несмотря на то что русский элемент, по всей видимости, в составе варяжского корпуса с конца XI в. сокращается, как раз ко времени Комнинов относятся сведения о ряде знатных русских эмигрантов, поступавших на службу к василевсам.

126 П. Нэстурел считает, что земли русским князьям в середине XII в. были даны где-то в устье Дуная, если не на Буге или в южной Молдавии (Nasturel 1969).

127 По Ипатьевской летописи, эти события произошли в 1162 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 321; ср.: Там же. Стб. 520).

128 После того, как в 1162 г. суздальский князь Андрей Боголюбский (1155-1174), сын Юрия Долгорукого, решительно расправился с «передними» мужами своего отца, выслал свою мачеху и ее сыновей — Мстислава и Василько, своего брата Всеволода и племянников — Ростиславичей и (вторично) епископа Леона (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520), все эти люди, видимо, сблизились с противной партией и мешали политике Андрея. Они отправились в Византию, где Мануил дал («дасть царь») Васильку четыре города «в Дунае», а Мстиславу — «волость Оскалана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 321; Т. 25. С. 72).

129 Т.е. Юрия Долгорукого (ок. 1090-1157). Князь ростово-суздальский, с 1155 г. — великий князь. Сын Владимира Мономаха.

130 Юрий Долгорукий рассматривался в Константинополе как надежный союзник Византии.

131 События, предшествовавшие рассматриваемым здесь, Киннамом излагаются следующим образом. После взятия венграми Срема в 1165 г. сообщается об отравлении Стефана IV (239.15-21). Оно произошло 13 апреля. Тоща Мануил, узнав об этом, направляется туда. В июне 1165 г. (240.8) идет из Сердики (совр. София) к Дунаю. Здесь происходит стычка при Зевгмине, после которой византийские дозорные видят приближение союзного венгерского войска во главе с королем (Стефаном III). Итак, события разиваются летом 1165 г.

132 Т.е. армии венгерского короля Иштвана (Стефана) III.

133 Гуннами Киннам называет венгров (Moravcsik. ВТ. II. S. 235).

134 По мнению специалистов, греч. «Васакос»; соответствует вент. Vasas — Вашаш.

135 Т.е. венгерский король Стефан (Иштван) III (1162-1173).

136 Обычно считается, что это — печенеги или куманы.

137 Очевидно, русские. Как известно, «заняв венгерский престол, Иштван III вел борьбу против Византии, сохраняя союз с Волынью и продолжая сближение с Галичем. К этому времени распался союз двух империй, и поэтому, очевидно, волынские воины наряду с немцами Фридриха I Барбароссы и чехами короля Владислава II и сражались успешно в это время на стороне Иштвана III против Византии, тогда как послы другой, суздальской, группировки находились в ставке Мануила» (Пашуто 1968. С. 179).

138 Чешский король Владислав II. О его связях с Русью говорит тот факт, что в свое время, возвращаясь из II крестового похода в 1148 г., Владислав II ехал из Византии через Русь («per Ruziam»: Vincenti Pragensis Chronica II Fontes Rerum Bohemicarum 1874. T. 2. P. 418), видимо, через Киев, где правил волынский князь Изяслав.

139 Речь идет о византино-венгерской войне 1166 или 1167 г.

140 После удачных действий Льва Ватаца, византийского полководца.

141 Т.е. у русской границы.

142 Стремясь дать ответный удар, Мануил направил одно войско от Срема, другое (под командованием Лапарда и Петралифы) — с задачей проникнуть в Венгрию через Русь. К.Я. Грот (Грот 1889. С. 360) считает, что поход должен был проходить по совр. Молдавии, Буковине и Северной Трансильвании. После 1167 г. военные действия в Венгрии прекратились (см.: История Византии. Т. 2. С. 326). Венгрия капитулировала, Сирмий, Хорватия и Далмация — все спорные территории оставались за империей. Венгерская церковь признала супрематию Константинополя. Византия должна была получать ежегодную дань, а венгерская знать выдавала заложников как гарантию своей покорности. Но нельзя точно определить, относятся ли эти условия к договору 1165 или 1167 г.

143 Австрийский герцог, маркграф Генрих Язомиргот был посредником примирительных переговоров в Сердике между Фридрихом I Барбароссой и Мануилом с целью организации новых походов на Венгрию. По Киннаму, эти переговоры были синхронны с походом Иоанна Дуки (261.12), т.е. оба события датируются 1166 г.

144 Из Сердики (совр. София) после исполнения посреднической миссии.

145 Т.е. в Венгрии. Австрийский маркграф Генрих Язомиргот, как и чешский король Владислав II, с самого начала противился проектам германского короля Фридриха Барбароссы объявить войну Венгрии как союзнице враждебной Гогенштауфенам Сицилии.

146 Венгерский король Иштван III.

147 Т. е. дочь Ярослава Галицкого. Как сказано выше, Иштван III, заняв престол, вел борьбу против Византии, сохраняя союз с Волынью и продолжая сближение с Галичем. К этому времени распался союз двух империй, и волынские воины сражались на стороне Иштвана III против Византии (Cinn. 242-243), тогда как суздальцы были на стороне Мануила. В этой обстановке возник даже проект женить короля на дочери Ярослава Осмомысла, которая в 1164/1165 г. ездила в Венгрию. Но из-за интриг Мануила I брак расстроился (см.: Cinn. 235-236).

148 О женитьбе Иштвана III на дочери Генриха см.: Continuatio Zwetlensis prima MGH SS. Vol. 9. P. 538 (1166); Continuatio Claustroneoburgensis, II // MGH SS. Vol. 20. P. 492.

149 Скорее всего, здесь имеются в виду куманы (половцы), которые как раз в это время усиливали свою внешнеполитическую активность, в массе своей вытеснявшиеся из северо-причерноморских степей.

150 Участие половецких сил в качестве вспомогательных отрядов — отличительная черта военно-политической истории половцев в этот период. Мануил, по описанию Киннама, отправился для оказания отпора венграм, вступившим в Срем. С этой целью, вероятно, и были приглашены куманские силы.

151 Алексей Аксух. Алексей в 1158 г. возглавлял экспедицию в Италию. Он был также стратигом-автократором в Киликии в 1165 г. (Cinn. 227.17-18). Очевидно, он является тем протостратором Алексеем, который был послан против венгров в 1166 г. (Cinn. 260.3-5).

152 В Византии роль евнухов была очень значительна. Евнухи занимали духовные посты: епископов, митрополитов, даже патриархов. Но особенно много их было в императорском дворце, среди ближайших служителей императора и императрицы. В IX-XI вв. неоднократно фактическое управление государством попадало в руки видных евнухов.

153 Очевидно, Фома являлся так называемым «месадзоном» Мануила — своего рода «премьер-министром».

154 Приводится описание построения византийского войска перед знаменитой битвой у Землина (Зевгмина) 8 июля 1167 г., окончившейся полным разгромом венгров и тем самым положившей конец византино-венгерским войнам 60-х годов XII в. После описания данного построения следует рассказ о битве, повлекшей бесчисленные жертвы, пленении византийцами пятерых «жупанов» и т.п. Полный разгром венгров, по словам Киннама завершил войны с Венгрией (274.22).

155 Скорее всего, куманы; может быть, и печенеги.

156 Турки-сельджуки.

Читать:  Список Епископий (Notitiae episcopatuum)
Оцените статью
( Пока оценок нет )
История России