1 Юстин, римский писатель III в. н.э., сократитель огромной всемирной истории, написанной в I в. н.э. Помпеем Трогом и дошедшей до нас только в переложении Юстина. Труд Юстина был весьма популярен в средние века. Павел Диакон (ок. 720 — ок. 790) — автор «Истории лонгобардов», один из самых ярких представителей каролингской историографии. Региноном использованы следующие фрагменты: Iust. II, 1-3. Р. 14-17; Paul. Diac. I, 1. P. 47-48.
2 Первое упоминание печенегов в средневековой латинской литературе; все последующие известия в ней о роли печенегов в переселении венгров в Среднее Подунавье так или иначе восходят к Регинону. Обычно считается, что нападение печенегов на венгров было спровоцировано болгарами, которые в 894-896 гг. боролись против византийско-венгерской коалиции (Назаренко 1993. С. 110).
3 Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата — 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500 = 6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 — 5508 = 889) (Назаренко 1993. С. 109).
4 Германский король Оттон I.
5 В 957-960 гг. Оттон I вел войну против полабских славян.
6 Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8.
7 О титуле см. Назаренко 1993. С. 111.
8 В том, что традиционный этноним Rugi в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X-XI вв. именем — Rusci.
9 Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого.
10 Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959-963 гг., а совместно с отцом — с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. P. 594.15-598.12) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145-158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114-118) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219-310; здесь подробно и о других точках зрения).
11 О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции. Такое согласие не зависимых друг от друга источников лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82-83; Грушевський 2. С. 405-406; Сахаров 1980. С. 293-298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119-120; он же 2001а. С. 297-303).
12 Херсфельд — известный еще с каролингских времен монастырь в Гессене, несколько севернее знаменитой Фульды. Хаганон умер 21 декабря следующего, 960 г.
13 В средние века в Германии год начинали с Рождества, так что речь идет о Рождестве 959, а не 960 г.
14 Современный Франкфурт-на-Майне.
15 Ничего, кроме сообщаемого «Продолжателем Регинона», о нем не известно.
16 В Майнце. Видимо, Либуций был протеже майнцского архиепископа Вильгельма, внебрачного сына Оттона I.
17 Архиепископом гамбургско-бременским, одним из самых близких советников Оттона I. Франкфурт был канонической (т.е. подчиненной в церковно-правовом отношении) территорией Майнцской архиепископии, поэтому для рукоположения здесь Либуция именно гамбургско-бременским архиепископом должны были иметься особые причины. Дело в том, что Адальдаг, будучи папским викарием в отношении язычников на севере Европы и главой миссионерской архиепископии, обладал правом организации новых епископств на языческих землях. Именно поэтому источник ничего не сообщает о санкции Рима на открытие новой миссийной епископии (Назаренко 1993. С. 121-122).
18 Беренгара II, маркграфа Ивреи, занявшего итальянский престол после смерти в 950 г. короля Лотаря II, двоюродного брата своей жены; свергнут в результате войны с Оттоном I.
19 25 декабря 960 г.
20 Столице Баварского герцогства.
21 О причинах задержки более чем на год с отправлением уже рукоположенного епископа можно только строить предположения. По косвенным данным (внезапное обострение в 960 г. германо-византийских отношений; относящееся к тому же году посольство Лиудпранда в Византию, кажется, неудавшееся) в преддверии своей запланированной имперской коронации (962 г.) Оттон I хотел использовать открытие миссийной епархии для Руси как инструмент политического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими королями титул императоров. Другие объяснения менее убедительны (Назаренко 1993. С. 123-124; он же 2001а. С. 305-307).
22 Архиепископа майнцского.
23 Монастырь св. Максимина в Трире был одним из центров монастырской реформы — восстановления во всей строгости общежитийного устава св. Бенедикта Нурсийского; так, в частности, монастырь св. Маврикия в Магдебурге, на основе которого было в 968 г. учреждено архиепископство, в момент своего основания Оттоном I был заселен монахами, выведенными из обители св. Максимина. Адальберт оказался в монастыре св. Максимина, успев побывать нотарием в канцелярии кёльнского митрополита, а затем — в королевской канцелярии. На этих данных покоится традиционное представление о лотарингском происхождении Адальберта, которое было, однако, оспорено в пользу гипотезы о его близком родстве с высшей саксонской знатью (Althoff 1978. S. 268-282). О личности Адальберта см.: Назаренко 1993. С. 102-103.
24 Похоже, что Адальберт, как и Либуций, был протеже архиепископа Вильгельма.
25 Адальберт был явно недоволен своим назначением. Возможно, миссионерство воспринималось им в качестве занятия несовместимого с образом жизни реформированного монашества. Напомним, что миссионерские планы Бруно Кверфуртского ок. 1000 г. стоили ему размолвки с его кумиром — активным поборником монастырской реформы и пустынножителем блаж. Ромуальдом из Камальдоли (Wenskus 1956. S. 134-136).
26 Адальберт не сообщает никаких подробностей своей поездки на Русь: ни об обстоятельствах пребывания в Киеве, ни о пути туда и обратно. Это и неудивительно ввиду его неудачи. Но если учесть свидетельство Бруно Кверфуртского, что по пути на Русь Адальберт проезжал через Либице (столицу княжества Славниковцев к востоку от Праги) (Brun. Vita Adalb. 4. P. 5), то становится ясно: миссионер двигался по известному пути Регенсбург — Прага — Краков — Киев. Ср. косвенные указания на то, что рукоположен Адальберт был именно в Регенсбурге (Назаренко 1993. С. 126).
27 На 2 февраля приходится праздник Сретения Господня, т.е. принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
28 Иоанн XII.
29 Отсюда, как и из оброненного выше замечания, что просьба послов Ольги была «притворной», видно, что прием Адальберта в Киеве не соответствовал ожидавшемуся. Тому могут быть две причины: переход власти на Руси к Святославу, который не выказывал интереса к крещению, или/и урегулирование русско-византийских противоречий после смерти в конце 959 г. императора Константина VII (Назаренко 1993. С. 128-129).
30 Поскольку Адальберт не связывает эти опасности с действиями киевских властей, речь, видимо, идет о каком-то дорожном происшествии.
31 Сын Оттона I Оттон II (германский император в 973-983 гг.) был коронован в мае 961 г. и назначен отцом правителем государства (под опекой майнцского архиепископа Вильгельма) на время итальянского похода Оттона I.
32 965 г.
33 Лотарингия — историческое название земель к западу от Рейна, от Бургундии на юге до Северного моря, некогда (по Мерсенскому договору 855 г.) доставшихся среднему сыну франкского императора Лотаря I Лотарю II. Кёльн был митрополией Нижней Лотарингии.
34 Древнего монастыря в междуречье Рейна и Мозеля. Эрканберт умер 9 февраля.
35 Интересно, что с назначением Адальберта в 968 г. на магдебургскую кафедру Вайсенбургский монастырь, расцвет которого как раз и приходится на вторую половину X в., отошел под юрисдикцию Магдебурга.