Рогожский летописец: О второй литовщине

О второй литовщине

  В ту зиму, в Филиппов пост, 26 ноября, в Юрьев день вновь пришел Ольгерд Гедиминович, литовский князь, собрав множество воинов, с большим войском на великого князя Дмитрия Ивановича, а с Ольгердом были братья его и сыновья его, и другие князья литовские, и великий князь Михаил Тверской, и смоленский князь Святослав со смоленским войском. Сначала подошли к Волоку, но крепости не взяли, а два дня с боем простояли у городских стен и пожгли окрестные села. Затем Ольгерд с боями пошел к Москве. Тогда был ранен князь Василий Иванович Березуйский, он стоял на мосту У крепости Волока, а из-под моста, через щели бревен, литовец ударил его сулицей. И от той раны князь разболелся, изнемог и преставился в монашеском чину: как прежде был мужествен на войне и храбр в сражениях, так и закончил жизнь свою, служа князю верою. Храброму достойная слава.

  А Ольгерд с Волока подошел к Москве на Николин день и, стоя у городских стен 8 дней, пожег пригороды и посад, но не весь, а Кремля не взял, а окрестные села захватил и сжег, и много людей побил, а иных взял в плен. А князь великий Дмитрий Иванович затворился в крепости, а Алексей митрополит был тогда в Нижнем Новгороде, а князь Владимир Андреевич, собрав войско, стоял в Перемышле, готовый к бою. К нему подоспел князь Владимир Андреевич Пронский, а с ним войско рязанское. И узнал об этом Ольгерд, испугался и начал просить мира, и князь великий Дмитрий заключил с ним мир до Петрова дня. А Ольгерд захотел вечного мира и задумал выдать свою дочь за князя Владимира Андреевича, что и случилось. И с тем, помирившись, отошел от Москвы и возвратился в свою землю, а шел осторожно, оглядываясь и боясь за собой погони.

  Той же зимой вновь пошел в Орду великий князь Михаил Тверской, а тверские воины под Волоком убили Луку Аркатова и побили многих людей, которые пошли на войну не под княжеским знаменем. А та зима была тепла, снег растаял в начале Великого поста, а несжатый хлеб по всем тверским волостям сжали в Великий пост. Той же зимой в Нижнем Новгороде множество дворов и людей завалил снежный оползень, упавший с высокой горы, что над Волгой, за церковью Благовещенья.

  В лето 6879 [1371] месяца апреля в 10-й день от Мамаева царя из Орды пришел в Тверь великий князь Михаил Александрович с ярлыком на великое княжение, а с ним посол Сарыхожа, и двинулся из Твери по берегу Волги мимо Кашина. А великий князь Дмитрий Московский бояр и людей всех городов привел к присяге, чтобы не подчинялись великому князю Михаилу, а в землю князя Дмитрия на великое княжение его не пускали. А сам с братом Владимиром и с войском встал в Переславле. И татарин с пайцзою посылал к нему звать во Владимир к ярлыку, а князь отвечал: «К ярлыку не еду, а в землю на великое княжение не пускаю, а тебе, послу, путь чист». И посол Сарыхожа посылал к нему с великим почетом звать князя к себе, желая получить богатые дары и серебро, дав ярлык великому князю Михаилу, и посол поехал от него с Мологи мирно на Москву.

  А великий князь Михаил оттуда вернулся в Бежецкий Верх, в Тверь, и, войдя в Тверь месяца мая в 23-й день, отпустил сына свого князя Ивана в Орду. А татарин Сарыхожа, получив в Москве многие дары, поехал в Орду.

  В том же году великий князь Дмитрий Иванович отправился в Орду. Месяца июня в 15-й день на память святого пророка Амоса в воскресенье князь переправился через Оку, а пресвященный Алексей митрополит проводил великого князя до Оки и благословил его, сотворил молитву, отпустил с миром его и его бояр, и его воинов, и всех благословив, сам возвратился обратно и приехал в Москву. И в то время в город прибыли литовцы, послы великого князя Ольгерда Литовского с предложением мира, и заключили мирный договор, а с князем Владимиром Андреевичем обручили дочь Ольгерда Олену.

  В том же году великий князь Михаил Тверской, собрав воинов, пошел ратью к Костроме и хотел ее взять, но, не достигнув Костромы, свернул и взял город Мологу и сжег его, также и другие города — Углич и Бежецкий Верх.

  А князь великий Дмитрий Московский, придя в Орду, раздавал Мамаю, царицам и князьям богатые дары и еще большие обещания, чтобы у него не отнимали княжения. Они же, научные дьяволом, за умножение наших грехов безбожной своей хитростью ввергли меч и огонь в Русскую землю на погибель христианам. И этим сотворили мятеж в Русской земле и великую погибель христианам, омрачив свои сердца многим золотом и серебром, отпустили князя Дмитрия с любовью, вновь дав ему великое княжение, а к князю Михаилу отправили гонца со словами: «Мы дали тебе великое княжение и давали тебе войско, и ты не взял, захотел со своим войском на великое княжение сесть, а теперь правь, кем хочешь».

  В том же году приезжал на Русскую землю из Иерусалима некий митрополит именем Герман для сбора милостыни и денег для выплаты долга, ибо Иерусалимская церковь терпит множество обид от нечестивых сарацин. В том же году собрались разбойники-ушкуйники из Великого Новгорода и взяли Кострому. В том же году было знамение на солнце: стали видны черные пятна, будто шляпки гвоздей, и великая тьма стояла два месяца подряд, и тьма была настолько сильна, что за две сажени не было видно человеческого лица, а птицы, ничего не видя, не могли летать по небу и падали с неба на землю и ходили по земле. И хлеб тогда был дорог, и были разногласия в людях, запасы продовольствия оскудели, и была большая дороговизна. А лето тогда было сухо, хлеб посох, а леса и боры, и дубравы, и болота погорели, а кое-где и земля погорела.

  В том же году князь Дмитрий Константинович в Нижнем Новгороде поставил каменную церковь во имя святого Николы. В том же году в Новгороде Великом был пожар от Ильиной улицы, Плотнический конец и Подол все погорели, а у Килавой улицы пожар остановился. Эти многие пожары бывают за наши грехи, чтобы мы покаялись в своих прегрешениях, но мы к худшим грехам возвращаемся, и что всего хуже, преступаем клятвы, данные божьим именем, целуем крест, а потом преступаем клятву. И мы часто совершаем подобное зло, и за это зло бог по нашим делам наводит на нас еще более злые казни.

  В том же году ездили на съезд новгородские бояре Юрий Иванович, новгородский посадник, Сильвестр Леонтьевич, тысяцкий Елисей, Александр Колыванович, Борис Конюшкович, и по воле всего Новгорода под немецким Новым городом заключили мир с немцами. В том же году в Руси поставили каменную церковь во имя святого Николы. В том же году за наши грехи погорел город Торжок.

  В том же году осенью князь Дмитрий Московский пришел из Орды, сопровождаемый многими должниками, и была им по городам установлена тяжкая дань. И люди из многих городов начали переходить под власть великого князя Михаила. А князь Дмитрий послал войско на Бежецкий Верх, и в бою убили наместника князя Михаила Никифора Лыча и ограбили тверские волости. С тех пор, все более торжествуя, дьявол начал подталкивать христиан к кровопролитию. А великий князь Михаил Александрович, послав племянника своего князя Дмитрия Еремеевича и воевод своих, взял Кистьму. И взяли в плен кистемских воевод, Ивановых детей Шенуровых Андрея и Давида и Бориса, и привели их в Тверь к великому князю Михаилу. А князь Михаил Васильевич, отправив послов в Москву, заключил мирный договор с московским князем, и его бояре прислали посольство из Кашина, сняв с него клятву, данную великому князю Михаилу.

  Той же зимой перед Рождеством Христовым было побоище с рязанцами на Скорнищеве. Великий князь Дмитрий Иванович, собрав многочисленное войско, послал рать на князя Олега Рязанского, а воеводой отправил Дмитрия Михайловича Волынского. А князь Олег Рязанский, собрав множество воинов, вышел с ратью против московского войска. Мужественные рязанцы сказали друг другу: «Не берите с собою доспехов, щитов, копий, иного оружия, а каждый пусть возьмет только веревки, чтобы ими связывать москвичей, потому что москвичи слабы, пугливы и нестойки в бою». Наши же воины с божьей помощью, укрепляя себя смирением, уповали на бога, крепкого в битвах, который не сильному, а правому дарует победу. И сошлись в бою рязанцы с москвичами на Скорнищеве, и помог бог великому князю Дмитрию Ивановичу и его воинам, и они одолели врага, а князь Олег едва убежал. Бог же видит смирение одних и гордость других, по словам Соломона: «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать»; и в Евангелии сказано: «Всякий возносящийся смирится, а смиряющийся возвысится»; и Давид пророк сказал: «Не спасется царь многою силою, ни исполин, ни храбрец не спасется множеством крепости своей».

  И сел тогда на рязанском княжении князь Владимир Пронский. Той же зимой после Рождества Христова, месяца декабря в 30-й день, на память святого апостола Тимона, великому князю Дмитрию Ивановичу родился сын, и наречено ему было имя князь Василий. Той же зимой князь Владимир Андреевич Московский был у князя Ольгерда Гедиминовича Литовского и женился на его дочери, нареченной во святом крещении Еленой.

  В лето 6880 [1372] индикта 10 лета, после Пасхи в Фомину неделю великий князь Михаил Александрович, придя со своим тверским войском, взял Дмитров, а посад и окрестные села пожгли, а бояр и людей и жен взяли в плен и привели к Тверь. Кестутий и Андрей Полоцкий с литовским войском ходили к Переславлю, посад и церкви у крепостных стен пожгли, и села, а многих людей побили, а прочих многих мужей и жен с детьми повели в плен и имущество их забрали и скот их перебили. И оттуда, соединившись с великим князем Михаилом, пришли к Кашину и взяли откуп с Кашина. А великий князь Михаил подчинил себе брата своего князя Михаила Васильевича. И вернулись оттуда каждый в свою землю.

  Князь Олег Рязанский, собрав войско, пришел набегом на Рязань, на князя Владимира Пронского, и выгнал его из города, а сам сел на княжении в Рязани. А князь Кестутий из Кашина пошел с литовским войском на Новоторжскую волость, мимо Торжка, а князь Андрей Полоцкий с друцким войском, возвращаясь назад, мимо Твери, и много зла сотворили христианам.

  В том же году в Нижнем Новгороде в церкви Святого Спаса большой колокол сам собой прозвонил три раза. В том же году князь Дмитрий Константинович заложил новгородские каменные стены. Той же осенью князь Борис Константинович поставил для себя крепость на речке Суре и дал городу имя Курмыш. В том же году в Великом Новгороде поставили каменную церковь во имя святого Спаса на Ильиной улице, и освятил ее новгородский архиепископ Алексий с игуменами и попами и с клирошанами Святой Софии. В том же году месяца августа в 15-й день, на праздник Успения святой богородицы, случилось чудо в Москве: у гроба святого Петра митрополита был исцелен некий отрок семи лет, у которого рука была неподвижна, скорчена и прижата к груди, и который был нем и не мог говорить. Когда пресвященный митрополит Алексей заканчивал служить святую литургию, отрок заговорил, и рука его выпрямилась и стала цела, как и другая. Увидев это, митрополит Алексей повелел звонить в колокол и пел молебенный канон со всем клиросом и со всем собором, и прославили бога и святую богородицу и божьего угодника Петра митрополита, нового чудотворца на Руси.

             

Прокрутить вверх