Рогожский летописец: О взятии города Торжка

О взятии города Торжка

  В том же году, после Петрова поста, приехали новгородцы в Торжок и целовали крест, что будут действовать с новоторжцами заодно, заключили союз и начали войну с великим князем Михаилом Александровичем: наместника его изгнали из города, а тверских людей ловили и били, и лодьи их разграбили. Сделали все это, забыв слова пророка: «Господь разрушает союзы народов, отвергает человеческие замыслы. Господь гордым противится, а смиренным дает спасение». И пророк Давид царь то же говорит, что «в смирении нашем помянул нас господь и избавил нас от врагов наших, ибо смирился — и спас меня. Всякий возносящийся смирится, а смиряющийся возвысится». А великий князь Михаил Александрович, укрепившись крестной силою и возложив упование на бога и на пречистую его матерь и на помощь великого архангела Михаила, собрав тверское войско, пошел к Торжку месяца мая в 31 день, на память святого мученика Иеремии, в понедельник встал у городских стен Торжка в середине первой половины дня. И начал со смирением посылать к новгородцам и новоторжцам и просить: «Кто моих тверских людей бил и грабил, тех мне выдайте, а я ничего вашего не хочу, но наместника моего посадите». И ждал их чистосердечного раскаяния до полудня. Враг же дьявол, разжигая распри, подучил весь город злобно не покоряться великому князю Михаилу, подбил их на злое дело — на кровопролитие. И они возгордились и послали за помощью к великому князю. А сами новгородцы и новоторжцы, похваляясь своей силой и мужеством, вооружились и выехали из крепости биться с великим князем Михаилом. И, помолясь великому Спасу и архангелу Михаилу, в первой же схватке победил их великий князь Михаил, и был убит их воевода Александр Аввакумов и другие. И увидели это новгородцы и были охвачены страхом и трепетом — одни побежали в Новгород, а другие обратно в крепость. Среди бежавших многих перебили, а некоторых новгородских бояр и многих людей взяли в плен и привели в Тверь.

  Тверские воины подожгли посад с самого краю, и сильный ветер, раздувая огонь, понес его в крепость, и пошел огонь по всему городу, и сгорел весь Торжок, и все церкви каменные и деревянные, а в каменных церквах погибли люди — мужчины, женщины и младенцы. Так же и в городе на площади и по улицам множество людей погорели, а многие другие, спасаясь от огня, в реке утонули, имущество их и скот в городе погибли в огне, а часть забрали воины. А кому удалось бежать из города от огня, те ничего не смогли унести с собой. В течение одного часа все видели большой город и в нем бесчисленное множество людей, и в тот же час огонь пожег его, и город превратился в угли и потом в пепел, и все это развеял ветер, и все человеческие труды обратились в ничто, и на том месте остались лишь земля и пепел.

  Все эти наказания наводит на нас бог за наши грехи — сушью, градом, голодом, мором, болезнями, войнами, напастями, и показывая это, обращает нас к себе, хотя и не говорит устами, но делом указывает нам, ибо сам сказал: «Обратитесь ко мне, и обращусь к вам. Отступите от зол, я не буду наказывать вас. Вижу, что только на словах приближаетесь ко мне, а сердце ваше далеко от меня. И будет так, — говорит, — когда призовете меня, я не услышу вас. Будут искать меня злые и не найдут». Слушайте, братья, самого господа, говорящего в Евангелии: «В последние годы будут знамения на солнце и на луне и в звездах, землетрясения и голод». Сказанное тогда господом нашим Исусом Христом ныне сбывается при нас, при последних людях. Познайте же, братья, силу божию и гнев божий, который в прежние годы обрушился на город Иерусалим. Он был окружен четырьмя каменными стенами, и столь отважные воины охраняли его, что один выходил против ста мужей и без единой раны возвращался в город. Однажды, когда император Тит окружил город, семь отважных воинов вышли и семь улиц проложили через римские полки, до самой императорской ставки, и вернулись невредимыми. А на второй год Тит пленил город Иерусалим и опустошил его на шестьдесят лет. Разумейте же их силу: хотя и горы ворочали, но без божьей помощи ничего не смогли. Когда мужество, ум, правда, истина соберутся в одном человеке, он как солнце сияет среди всех. Видите, ничего не могут люди без божьей помощи.

  В том же году месяца июля в 12-й день великий князь Михаил Александрович пошел с войском от Твери, а великий князь Ольгерд — из Литвы с литовской ратью, и соединились они под Любутском. А из Москвы против них вышел великий князь Дмитрий Иванович с войском. И встали обе рати друг против друга, готовясь к нападению, и нельзя было быстро сняться с места и уйти, ибо их окружал дремучий лес. И так стояли несколько дней, и дьявол не причинил им вреда: оградили себя силой крестной, и христиане взмолились к богу, с чистым сердцем прося о мире, чтобы не случилось кровопролития на том месте. И господь бог наш, услышав молитву их, дал им мир и избавление от бессмысленной смерти. И заключил мир великий князь Ольгерд с князем Дмитрием и пошел в свою землю, а великий князь Михаил Александрович пошел к себе, оберегаемый условиями того же договора, и все его воины были сохранены божиею благодатию и пречистой его матери.

  В том же году погорел город Смоленск. Великий князь Дмитрий вернулся в Москву и послал в Орду послов-киличеев со многим серебром, вызволил из плена князя Ивашку, сына великого князя Михаила Александровича, и его привезли в Москву после Филиппова поста и заключили в тюрьму. В том же году на Рождество, зимой, князь Михаил Васильевич с матерью прислал послов из Кашина и нарушил клятву в верности, данную великому князю Михаилу Александровичу, и поехал в Москву, чтобы там заключить договор, а оттуда в Орду. В том же году зимой преставился пронский князь Владимир, а потом той же зимой, месяца марта в 1-й день, преставился князь Еремей, потом того же месяца в 27-й день преставился тверской епископ Василий.

  Лета 6881 [1373] месяца апреля в 11-й день, на память святого мученика Антипы, на Страстной неделе в понедельник в Новгороде река Волхов пять дней текла вспять. В том же месяце в 20-й день на Святой неделе новгородцы Ус, Яков, Глазач, сделав подкоп внутри погреба, бежали из Твери. В том же году князь Михаил Васильевич вернулся из Орды в Кашин. В том жз году пришло татарское войско от Мамая в Рязанскую землю на князя Олега, города пожгли, множество людей взяли в плен или убили и много зла причинили христианам, и пошли восвояси. Великий князь Дмитрий Московский, собрав войско со всего своего великого княжения, в то время стоял у Оки, а брат его князь Владимир приехал из Новгорода, где жил всю весну.

  Осенью того же года великий князь Михаил Александрович с людьми из тверских волостей и новоторжских губ выкопали около Твери ров и насыпали вал от Волги до Тмаки. В том же году, зимой, месяца декабря в 20-й день, в день памяти Игнатия Богоносца, в Кашине преставился князь Михаил Васильевич, а сын его князь Василий вместе с женой — княгиней Еленой и с кашинскими боярами приехал в Тверь к великому князю Михаилу с челобитьем и перешел под его власть. А потом той же зимой вскоре, по божьей милости, был заключен мир между великим князем Михаилом Александровичем и великим князем Дмитрием Ивановичем, и сына князя Михаила князя Ивана великий князь Дмитрий с любовью отпустил из Москвы в Тверь. А великий князь Михаил Александрович свел своих наместников с земель великого княжения Московского, и была тишина и освобождение от плена христиан, и христиане радостью возрадовались, а враги их покрыли себя позором.

  В лето 6882 [1374] индикта 12 Алексей митрополит, приехав в Тверь месяца марта в 9-й день, на память 40 святых севастийских мучеников, поставил епископом города Твери Евфимия на Средокрестной неделе в четверг, да поехал с патриаршим послом Киприаном в Переславль. Незадолго перед тем, в дни Великого поста, на соборе в Москве пресвященный архиепископ Алексей митрополит поставил архимандрита Печерского монастыря, именем Дионисия, епископом Суздаля, Нижнего Новгорода и Городца. Дионисий был избран, потому что был мужем тихим, кротким, смиренным, хитрым, премудрым, разумным, мудрым и рассудительным, умудренным в божественных писаниях, учительным и имеющим дар толковать по книгам, устроителем монастырям и наставником монашеской жизни, и управителем церковного чина, и основателем общего жития в монастырях, и подателем милостыни. Дионисий прославился постом и великой любовью ко всем, и трудом христианского подвига, и множеством братьев руководил и был пастухом христова стада и, проще сказать, обладал всеми добродетелями. В то же лето была сушь, и на коней и на коров мор, также и на людей. А великому князю Дмитрию Московскому было розмирие с татарами и с Мамаем.

  В то же лето кашинский князь Васко перешел от Твери к Москве, к великому князю Дмитрию. В том же году осенью литовцы ходили на татар на Темеря, и между ними был бой. В том же году в Нижнем Новгороде побили Мамаевых послов, а с ними около тысячи татар, а их старейшину по имени Сарайка с его дружиной взяли в плен и привели в Нижний Новгород.

  В то же лето ходили в Низовские земли разбойники ушкуйники, снарядив 90 ушкуев. Разграбили Вятку я взяли Булгар и собирались его поджечь, но согласились взять выкуп в 300 рублей. И от Вятки разделились надвое: 50 ушкуев пошли вниз по Волге к Сараю и, достигнув Обухова, разграбили все Засурие и Маркваш, и, переправившись через Волгу, разбили свои лодьи, паромы, насады, повозки, струги и прочие суда, а сами посуху на конях поскакали к Вятке и по дороге разграбили множество сел на берегу Ветлуги.

  В том же году благородный и христолюбивый князь Владимир Андреевич заложил в своей вотчине город Серпухов и повелел строить его из дубовых бревен, а всем людям, приходящим туда, и горожанам, живущим в нем и торгующим там, дал полную волю и послабление и многие льготы. А наместником города поставил своего окольничего Якова Юрьевича, называемого Новосильцем.

             

Прокрутить вверх