Языческие верования населения Русской земли складывались в течение многих столетий. Существовало большое многообразие форм культа и мест его отправления.
Обращение к силам природы и к духам добра и зла, моления об урожае, различные заклинательные обряды совершались повсеместно на Руси. При этом ритуальные действия и принесение жертв могли происходить и в отдельном жилище, и в центре селения, и на лугу или пашне, и у родника или на берегу реки. Также для исполнения языческих обрядов возводили временные или постоянные капища, на которых устанавливали деревянных или каменных идолов.
Древлянская «великанша». Уникальное ритуальное сооружение было обнаружено археологами на бывшей земле древлян, на реке Гнилопять, у современного городка Шумск. Контуры святилища напоминают женскую фигуру, которая вырезана в дерне. Головой «великанша» ориентирована на север, а в «чреве» ее находилось кострище диаметром около 15 метров. Под толстым слоем древней золы ученые обнаружили кости птиц, животных и, вероятно, человека. Установлено, что шумское святилище использовалось лишь единожды. Интересное объяснение сущности этого необычного сооружения предложил знаток древнерусской истории Б.А. Рыбаков. Он высказал гипотезу, что оно возникло после сожжения заживо княгиней Ольгой древлянских послов. Когда в 945 году древляне жестоко расправились с князем Игорем, они взяли в плен часть его дружины. Узнав о судьбе своего второго посольства, они принесли в жертву пленников, предав их огню.
Традиционное святилище. Наиболее распространенной формой святилищ были сооружения правильной круглой формы, опоясанные двумя рядами валов. Один из таких ритуальных памятников археологи обнаружили на земле тиверцев у современного села Ржавинцы в Поднестровье. Святилище было расположено на высоком холме, господствуя над селением. В центре малого круга имелась вымощенная площадка — капище. Там возвышался языческий идол и горел священный огонь. На вершине холма бил родник, вокруг «священной студеницы» совершались моления о ниспослании дождя. Пространство между двумя валами служило в данном случае требищем, где приносились жертвы богам. Интересно, что на требище вдоль внешнего вала были выстроены «хоромы» — длинные дома, в которых могли уместиться до трехсот человек. Поедание жертвенной пищи и питие священного меда были частью языческого ритуала. От этих «хором», вероятно, и пошло слово «храм».
Идолы с рогом изобилия. В разных местах Руси выявлено немало деревянных и каменных идолов, облик которых весьма разнообразен. В одних случаях изображалась одна голова божества, а в других — кумир высекался во весь рост. На западе Руси идолы изображались с рогом изобилия в руках. Об одном таком изваянии датский летописец Саксон Грамматик писал: «В святилище стоял огромный идол, превышающий размеры человеческого тела и увенчанный четырьмя головами на четырех шеях. Две головы смотрели вперед, а две — назад. У передних и задних голов глаза были направлены у одной вправо, а у другой влево… В правой руке он держал рог, сделанный из различных металлов. Жрец, ведавший обрядами бога, ежегодно наполнял рог вином, чтобы обеспечить урожай наступающего года«.
Четырехликий кумир. В 1848 году в русле реки Збруч на Подольской возвышенности был обнаружен каменный трехметровый обелиск с четырехликой головой, покрытой высокой шапкой, и с изображениями, вырезанными на его четырех боковых гранях. Збручский идол не имеет аналогов в мире. Он представляет собой целый языческий пантеон в одном камне: на его гранях изображены могущественный Перун, богиня плодородия Мокошь, Даждьбог, бог силы и богатства Велес, а также подземные божества. Три горизонтальных яруса изображений символизируют деление Вселенной на небо — мир богов, землю, обжитую людьми, и преисподнюю, населенную темными силами.