Утверждение православия на Руси

  Убедившись, что язычество как государственная религия оказалось не способным служить сплочению Киевской державы, князь Владимир задумался о выборе другой веры.

  В середине 980-х годов князь Владимир ясно понял, что племенные культы, существовавшие в разных землях Киевской Руси, не могут составить единую религиозную систему государства. Установленный им языческий пантеон из шести богов не сумел объединить верования всех племен Русской земли. Христиане, которых было уже немало в Киеве, напрочь отрицали культ идолов. Соседние государства не стремились наладить с Русью прочные отношения, ибо не верили правителю, который не чтит «основной закон». Таким законом для христиан была Библия, а для мусульман — Коран. Киевская Русь по-прежнему прозябала на задворках у цивилизованной Европы и богатого Востока.

  Вывор веры. Правитель Киевской Руси начал присматриваться к религиям, господствовавшим в соседних государствах, и приглашать к себе представителей «разных вер» для беседы. Первым прибыли к князю мусульмане — послы из Волжской Булгарии. Они поведали ему о законе Магомета, который сулил принявшим его безоблачную жизнь в раю в окружении прекрасных гурий. «Магометов рай» и «цветущие гурии» пленили воображение Владимира, но ему не понравились обряд обрезания, запрет есть свинину и пить вино. «Руси веселие питие есть, не можем без того быть!» — заявил князь булгарам.

0019-3450714
Великий князь Владимир избрает религию.
И.Е. Эггинк. 1888 г.

  Послы от папы римского тоже уехали из Киева ни с чем. «Идите обратно, — сказал им князь, — отцы наши не принимали веры от папы«. Хазарские иудеи, поведав Владимиру о том, что Бог разгневался на евреев за грехи их и рассеял иудейский народ по разным странам, рассердили князя. «Как же вы, наказанные Богом, осмелились учить других? Уж не хотите ли, чтобы и мы лишились отечества?» — воскликнул он в гневе.

  Последним просвещал князя философ, прибывший из Византии. Он подробно изложил все догматы восточно-христианской религии, а в завершение показал церковную картину «Страшный суд» с изображением шествующих в рай праведников и грешников, обреченных на вечные муки ада. Князь Владимир отпустил греческого философа, а затем собрал совет бояр и градских старейшин и рассказал им о предложениях посольств. Решено было отправить десять мудрых старцев в разные государства с тем, чтобы они на месте оценили различные церковные службы. Побывали мужи и в мечетях, и в католических храмах, а затем добрались до Константинополя, где им довелось присутствовать в Софийском соборе и на литургии слышать самого патриарха. Великолепное убранство храма, ризы священников, согласное пение хора, таинственность обряда — все это потрясло киевских посланников. Их убедительный рассказ склонил Владимира в пользу «закона греческого».

  Хитроумный план Владимира. Теперь Владимиру предстояло решить, каким образом принять святое крещение. Обращаться с просьбой к грекам ему казалось унизительным и недостойным его положения, и князь пошел на хитрость.

  Он осадил торговый греческий город Корсунь (Херсонес) на Таврическом (Крымском) полуострове и держал его без воды и пищи до тех пор, пока измученные лишениями горожане не открыли ворота его войску. Войдя в город, Владимир тут же отправил в Константинополь доверенных людей передать, что, если императоры Василий и Константин не отдадут ему в жены свою сестру Анну, то и столицу Византии ждет участь Корсуня. Братья опечалились, но прямо ответили, что не разрешат брака между христианкой и язычником. Киевский князь с радостью согласился креститься и попросил прислать вместе с невестой священников для свершения христианского обряда.

  Крещение Владимира. Перспектива оказаться супругой дикого нравом Владимира, правителя страны варваров, привела царевну Анну в ужас.

  Тем не менее братья-императоры сумели убедить ее, что, выйдя замуж за киевского князя, она будет содействовать распространению истинной веры на Русской земле и спасет Византию от нашествия язычников.

0020-7634870
Крещение князя Владимира.
В. Васнецов. 1890 г.

  Царевну и сопровождавших ее духовных и светских лиц торжественно встретили жители Корсуня, видевшие в ней свою спасительницу. Тем временем князь Владимир заболел и стал терять зрение. Анна посоветовала ему поскорее принять святое крещение, которое поможет ему исцелиться. Согласно легенде, как только священник возложил руки на голову неофита, тот моментально прозрел. Многие приближенные великого князя были так поражены чудом, что тут же изъявили желание креститься. В крещении Владимир принял имя Василий.

  Ниспровержение идолов на Руси. С супругой Анной, корсунскими и болгарскими священнослужителями князь Владимир вернулся в Киев. Вместе с ним на Русь были привезены церковная утварь, богослужебные книги, религиозные святыни, а также «два истукана и четыре коня медных» как полюбившиеся князю предметы искусства.

0021-4517331
Свержение идола в Киеве.
А.И. Беглов. 1990 г.

  Насколько ревностно Владимир-язычник прежде воздвигал на киевских капищах деревянных идолов, настолько же рьяно он стал теперь свергать их. Многие горожане, сохранившие верность язычеству, плакали, наблюдая унижение почитаемых ими божеств. В последующие дни по всем улицам города прошли крестные ходы, охраняемые дружиной. Священники кропили святой водой дома и колодцы, изгоняя отовсюду «бесовскую силу». По приказу князя в разных концах города начали ставить деревянные церкви и молельни, учреждая церковные приходы.

  Крещение киевлян. Первым делом Владимир принял решение крестить своих детей и дружину. Он объявил, что теперь является поборником единобрачия. Своим многочисленным женам и наложницам он предоставил возможность найти себе достойного супруга из числа «княжих мужей». Затем он повелел всем жителям города — простым и знатным, бедным и богатым — прийти на берег Днепра креститься. Того, кто не явится, он грозил объявить своим врагом. Толпы народа спустились к реке и покорно вошли в днепровские воды. Появился Владимир с церковным причтом. Священники совершили обряд крещения, и все киевляне были названы христианами.

0022-1800794
Крещение.
В.И. Навозов. 1887 г.

  Владимир усердно насаждал новую религию и обряды. На месте языческих святилищ он возводил церкви. Там, где прежде стоял Перун, в Киеве возвели храм Святого Василия, а на месте гибели первых киевских мучеников-христиан Феодора и Иоанна греческие мастера построили церковь Успения Богоматери.

  Прибытие на Русь митрополита. Становление Русской Православной Церкви относится к 990 году, когда на Русь прибыл первый митрополит Михаил, назначенный византийским патриархом. Владимир приравнял его к боярам, дал ему во владение город Переяславль на Днепре, и тем самым, пресек возможные его поползновения на установление главенства церкви над княжеской властью. Собор епископов при митрополите ведал церковными делами на местах. По повелению Владимира повсеместно стали строить храмы, где священники проводили службы три раза в день.

  Крещение «огнем и мечом». Киевляне без особого протеста приняли новую веру, благоразумно рассудив, что она не хуже старой, если князь и бояре признали ее. Но чем дальше от столицы, тем ожесточеннее сопротивлялся народ насаждению чуждого ему христианства. Для крещения Новгородской земли Владимир направил Добрыню и воеводу Путяту вместе с епископом Новгородским Иоакимом и его свитой. Узнав, с какой целью к ним идут незваные гости, новгородцы собрались на вече и решили не давать своих богов на поругание.

  Грожане стали вооружаться и разобрали мост через Волхов, чтобы не дать Добрыне войти в город. Между тем, в Новгороде жила жена Добрыни, ранее бывшего наместником этой земли. Возбужденные яростными призывами волхвов новгородцы бросились к терему Добрыни, убили его жену и домочадцев и спалили хоромы.

0023-1126241
Попрание древнерусских богов.
Е. Штыров. 2013 г.

  В ответ старый воевода снарядил 500 воинов под началом Путяты и поручил им переправиться ночью на лодках на другой берег Волхова. Дружинники ворвались в город и схватили зачинщиков бунта. Наутро началась жестокая битва между новгородцами и отрядом Путяты. Добрыня вошел в Новгород и поджег дома на той стороне, где проживало посадское население. Увидев, что огонь охватил их жилища, горожане бросились спасать свое добро. Когда пожар стих, новгородцы пришли к Добрыне просить мира. Он потребовал уничтожить языческие святилища и призвал горожан принять святое крещение в реке. Однако лезть в ледяной Волхов никто не хотел. Тогда строй дружинников стал теснить людей, сталкивая их в реку. Так большая часть горожан приняла «водное омовение», и крещение состоялось.

0024-9714519  Первый церковный устав. В 996 году князь Владимир составил церковный устав и определил статус и полномочия русской митрополии в Киевской Руси. Кроме судебных полномочий, она получила под свой надзор систему мер и весов и ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов. Князь определил дела, подлежащие церковному суду, и составил перечень вопросов для рассмотрения светским судом.

  Чеканка своей монеты. После принятия Русью христианства князь Владимир начал чеканку «златников» по византийским образцам. На реверсе монет изображался лик Иисуса с нимбом и именем, на аверсе — князь в царском венце с родовым знаком Рюриковичей — трезубцем. Таким образом, сохранилось прижизненное изображение киевского князя: человека с небольшой бородой, длинными, свисающими усами, большими глазами, прямым широким носом. Надписи на монетах гласили: «Владимир на столе, а се его злато» или «Владимире злато, святого Василия«. Аналогичными были и «сребреники». Монеты выпускались из политических соображений в знак того, что Русь стала христианской, а не для денежного обращения.

Прокрутить вверх